Как помочь ребенку стать успешным? Развиваем внимание

Рубрики: Воспитание  Нет комментариев

Как помочь ребенку стать успешным? Развиваем внимание

Умение сосредоточиться на определенном объекте уже не определяют как сопутствующую характеристику иных психических функций, а оценивают как самый значимый критерий. Сложность определений и бытовая распространённость понятия вносят путаницу. Помните героя известного стихотворения Самуила Маршака «Вот какой рассеянный»? «Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки Оказалось, это брюки». Казалось бы, рассеянность мы используем исключительно как антоним внимательности, как неспособность сосредоточиться на чем-либо, слабости концентрации. Но представьте, что этот «человек рассеянный» — писатель, обдумывающий сюжет книги, или ученый, разрабатывающий новую теорию. Сосредоточение настолько высоко, что остальные объекты не кажутся актуальными. Подумаешь, сковорода вместо шляпы.

Когда мы говорим о внимании, чаще всего говорим о таком его свойстве, как сосредоточенность. Удержание внимания на одном объекте при отвлечении от остальных раздражителей и есть сосредоточенность. Сила сосредоточенности измеряется в концентрации, или интенсивности. Ребенок увлечен новой игрушкой. Его зовут гулять, обедать, но он не реагирует. В этом случае, можно говорить о высокой концентрации внимания ребенка на игрушке, интенсивности, которая не позволяет реагировать на иные раздражители.

Устойчивость характеризуется длительным удержанием на определенном объекте. Это свойство — основа успешного выполнения любой деятельности. Неустойчивое, колеблющееся внимание — постоянное переключение с одного предмета на другой. Устойчивость внимания индивидуальна, но и у одного человека разные объекты, виды деятельности вызывают разную степень устойчивости. Она напрямую связана с интересом, с волевыми характеристиками, с особенностями предмета. Известно, что неподвижные, «скудные объекты» — к примеру, геометрическая фигура на листе — не способствуют устойчивости, в отличие, скажем, от живописной картины.

Сколько объектов мы можем одновременно удерживать в своем восприятии? Как оформить рекламный слоган, чтобы он не вызвал трудности восприятия? Как рассчитать оптимальное количество участников переговоров? Зная особенности такого свойства внимания, как его объем, можно легко ответить на все эти вопросы.

Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) — от 2 до 5 объектов. Разумеется, это средние показатели, но зная их, профессиональные создатели рекламы не используют больше 6 слов в тексте. Если это сложно, то в тексте выделяют другим цветом слова-акценты, так же не более 6.

По известной легенде, Юлий Цезарь мог делать одновременно семь дел, не связанных между собой. Подобной способностью обладали Петр I и Наполеон. Распределение внимания — умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Это свойство развивается со временем. Ученикам начальной школы, к примеру, очень сложно выполнять два дела одновременно. Переключение внимания — это способность переходить от одной деятельности к другой. Переключение нельзя путать с отвлекаемостью, в случае переключения срабатывает фактор сознательности. Переключение всегда сопровождается некоторым напряжением, усилием воли. Можно ли корректировать, развивать эти свойства? Можно и нужно. Существуют несколько известных методик диагностики и развития внимания.

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках таблицы в случайном порядке. Нужно как можно быстрее показать и назвать от 1 до 25 все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Если на выполнение задания уходит 40 секунд и менее — концентрация внимания на хорошем уровне. От 40 до 50 секунд — средний показатель. Свыше 50 секунд — слабая концентрация. Для детей можно изменить тест, приготовив две карточки. В одной будет заполненная таблица Шульте, в другой пустые клеточки. Надо переписать числа по мере возрастания, начиная с верхней левой клетки.

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>