Зачем проводится?
Заподозрить, что у младенца имеются проблемы со слухом, можно по его реакции на звуки. В норме новорожденный реагирует на громкие звуки рефлекторным покачиванием, сжиманием век или разведением рук в стороны. Уже на второй неделе жизни малыш начинает сосредотачиваться на услышанных звуках, а к концу 1-го месяца жизни у него проявляются зачатки ориентировочной реакции на звук в виде затихания. На 2-м месяце кроха начинает прислушиваться к звукам и реагировать на них, а далее учится гулить.
Если слух нарушен серьезно, это будет заметно на указанных этапах развития. Однако в случае незначительных нарушений или односторонней патологии мама может не заметить, что младенец плохо слышит.
Аудиологическое обследование, проведенное как можно раньше, помогает выявить даже легкие нарушения и откорректировать их, что предотвращает проблемы с речью и социализацией у ребенка в будущем. Название обследования связано с латинским словом «аудио», означающим «слух».
Медики утверждают, что протезирование с использованием слуховых аппаратов у грудничков до шестимесячного возраста позволяет обеспечить малышам нормальное развитие слуха на уровне здоровых детей. Освоение родного языка, накопление пассивного и активного словаря, понимание грамматических конструкций и другие особенности развития речи у таких деток проходят в нормальном темпе, чего нельзя сказать о карапузах, которым поставили диагноз в возрасте 6–12 месяцев или позже. Чтобы обнаружить тугоухость максимально рано и обеспечить своевременную реабилитацию, врачи проводят исследование, называемое «неонатальный аудиологический скрининг».
В России такой скрининг используют для диагностики проблем со слухом у деток из групп риска согласно приказу 108, действующего с 1996 года, но с 2008 года обследование стали проводить всем новорожденным.
Виды обследований
Выделяют два этапа аудиологического скрининга. На первом этапе оценивают состояние рецепторного аппарата внутреннего уха малыша, чтобы направить маленького пациента на дальнейшее, более глубокое обследование, которое уже относят ко второму этапу диагностики. Обследования являются неинвазивными и безопасными. Они недорогие, высокочувствительные, не занимают много времени и довольно просты в применении. Для точной объективной диагностики на первом этапе скрининга разработан метод, который обозначают аббревиатурой ОАЭ. Эти буквы расшифровывают, как «отоакустическая эмиссия».
Специалисты оценивают чувствительность такого метода на уровне 90%, а специфичность – в пределах 93–95%. Скрининг с помощью ОАЭ может не показать у ребенка слуховую нейропатию, которую обнаруживают посредством другого, более точного и чувствительного метода – регистрацией слуховых потенциалов.Однако большинство случаев проблем со слухом он все же выявляет.
Метод ОАЭ используют у всех новорожденных. Обычно такой скрининг проводят в роддоме на 3-4-й день жизни крохи. Его выполняет неонатолог или опытная медсестра. Если по какой-то причине обследование в роддоме проведено не было, его должны сделать малютке в детской поликлинике, к которой прикреплен новорожденный. В этом случае скрининг делает педиатр, ЛОР-врач или медсестра.
Как проводят обследование?
Для регистрации отоакустической эмиссии используют аудиометр – специальный мобильный прибор, у которого имеется зонд с высокочувствительным микрофоном. На зонд перед применением надевают ушной вкладыш, в результате чего датчик становится похожим на обычный наушник. Далее зонд герметично вставляется в наружный слуховой проход младенца. После проверки одного уха манипуляцию повторяют для второго.
Оборудование воздействует на волосковые клетки, которые находятся во внутреннем ухе. Функцией этих клеток является улавливание и усиление звуковых колебаний. Кроме того, они способны «отвечать» на звуковые волны собственными колебаниями. Именно появление таких колебаний, которые генерируются волосковыми клетками, и называют отоакустической эмиссией.
Прибор посылает к внутреннему уху звуковой импульс и буквально через мгновение принимает ответный сигнал, который создали волосковые клетки, после чего на экране отображается информация о результатах.
У многих приборов при положительном результате высвечивается слово pass, которое указывает на то, что импульс принят и ребенок тест прошел. При сомнительном или негативном результате на экране возникнет слово refer. Оно значит, что тест требует уточнения, то есть паниковать рано и для исключения тугоухости проверку следует повторить как минимум еще один раз. Сразу диагноз по одному лишь методу ОАЭ ребенку поставить нельзя.
Результаты скрининга вносят в выписку новорожденного, если исследование проводилось в роддоме, либо в медицинскую карту, если слух проверяли уже в детской поликлинике. Чаще всего запись представлена плюсиком с обозначением каждого уха. Правое отмечают буквой D, а левое – буквой S. Результат может выглядеть, как D (+); S (+). Также его нередко записывают в таком виде: D = S (+). При отсутствии реакции клеток внутреннего уха на раздражитель вместо плюсика отмечают (-).
Особенности проведения
Чтобы обеспечить точность и правильный результат, важно учесть следующие важные нюансы:
исследование должно проводиться в полной тишине; продолжительность процедуры составляет 5–15 минут;
проверять слух рекомендуют между кормлениями; новорожденный должен быть спокойным, лучше всего – чтобы он спал;
нельзя допускать, чтобы во время обследования младенец сосал пустышку, даже если она его успокаивает; сосание может исказить результаты.
Последние обсуждения