Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект» пишет, что массовый опрос родителей и педагогов свидетельствует о «возникшей во всем мире тенденции к усилению неблагополучия в эмоциональной сфере нынешнего поколения в сравнении с предыдущим». Согласны ли вы с этим утверждением, и если да, то чем, по вашему мнению, вызвана такая тенденция?
В условиях ускорения темпа жизни, роста индустриализации и стремления людей к комфортной жизни и общественному благосостоянию интерес к данной проблеме усиливается. Жертвами в этом случае часто выступают как раз эмоциональные отношения: это связано с дефицитом внимания к формированию эмоциональной сферы детей со стороны вечно занятых работой родителей. Взрослые подвержены невротизации, ведь они вынуждены смешивать работу и личную жизнь, пытаясь решать массу задач в условиях дефицита времени и бюджета. Кроме того, свою роль играет широкое распространение информационных технологий и их использование как параллельного мира, в который можно убежать и взрослому, и ребенку.
Почему проблема развития эмоционального интеллекта остро встала перед нами только недавно, а раньше исследователи не уделяли достаточного внимания изучению роли чувств в ментальной жизни человека?
Я бы не сказала, что данная проблема появилась недавно. Она существует с момента зарождения экзистенциализма, т. е. с начала XIX века. Это направление в философии и психологии делает акцент на уникальности бытия человека, на его попытке сохранить ощущение себя «здесь и теперь» в периоды смены общественных и политических режимов, войн и катаклизмов. Поэтому параллельный интерес ученых к социальному и эмоциональному интеллекту не случаен. Сам термин «социальный интеллект» возник в 1920 году. Тогда нужно было выяснить, насколько человек умеет понимать эмоции и чувства других людей, может ли понять чужую точку зрения и поступать дальновидно в межличностных отношениях. Другое дело — почему исследователи не акцентировали внимание на том, как развивать эту способность. Думаю, они считали ее больше врожденной, чем приобретенной. Соотносили с уравновешенностью личности, качествами темперамента.
Сейчас ученые придерживаются мнения, что эмоциональный и социальный интеллект можно и нужно развивать. Эта та способность, над которой нужно работать и психологам, и педагогам, и родителям. Она чахнет, как увядающий цветок, без внимания и эмоциональной поддержки, образца действий взрослых в конкретных ситуациях выстраивания межличностных отношений, которые ребенок наблюдает изо дня в день.
Почему важно развивать эмоциональный интеллект? В каком возрасте лучше всего начинать?
Важно, потому что современный человек находится на грани сумасшествия от избытка информации и впечатлений, которые окружают его в социальных сетях, льются с экрана телевизора и рекламных баннеров. Он все время подвергается какому-то воздействию или пытается воздействовать на других сам. Достаточно часто — безуспешно. Однако в этой борьбе за власть и внимание он рискует, с одной стороны, стать манипулятором, с другой — потерять себя и ощущение внутреннего равновесия. Маленькие дети очень чувствительны к такой «слабине» и быстро учатся манипулировать родителями. Это начинается уже с шести месяцев, вместе с «комплексом оживления», когда ребенок начинает различать своих и чужих, заражается эмоциональным состоянием близкого человека, совершает первые «пробующие» действия для установления и нарушения дистанции при общении со взрослыми. В раннем возрасте дети думают, что то, что чувствуют они, чувствуют и другие, при этом они осваивают, как нужно вести себя, когда тебе что-то или кто-то нравится или не нравится, учатся соотносить свои эмоции и желания с действиями. Это огромный шаг в развитии эмоционального интеллекта. С этого и нужно начинать.
Родителям необходимо развивать эмоциональный интеллект своих детей все время или только тогда, когда они заметили какие-то отклонения?
Незрелый эмоциональный интеллект мешает согласовать чувства и действия с рассуждениями и мыслями человека. Однако наблюдения показывают, что это может быть следствием временного «социального вывиха» ребенка или взрослого. Если же такие «вывихи» являются постоянными и долговременными, то человек утрачивает способность ранжировать проблемы и связанные с ними эмоции, не может разобраться в собственных переживаниях и чувствах других, он становится равнодушным, черствым или слишком чувствительным, мнительным. Придумывает то, чего нет.
Родителям нужно вовремя задуматься о том, насколько обстановка в семье обеспечивает единство эмоционального и когнитивного развития ребенка. Первый признак такого рассогласования — это эмоциональное выпадение ребенка из контакта со взрослыми и сверстниками, несовпадение с ними по интенсивности проявлений. Ведь эмоциональный интеллект — это не только умение воспринимать и интерпретировать эмоции. Это способность их ранжировать и упорядочивать, то есть управлять ими. Поэтому если расстроенный или раскапризничавшийся ребенок в ответ на ваше предложение определить, «большая эта проблема, средняя или маленькая», начнет успокаиваться, потому что соотнесет ситуацию со своими переживаниями, то у вас все в порядке. Работа над развитием эмоционального интеллекта — пусть даже неосознанно — ведется!
Ни для кого не секрет, что дети склонны подражать героям любимых мультфильмов. Могут ли мультфильмы помочь в развитии эмоционального интеллекта?
Да, мультфильмы всегда были одним из важных средств воспитания детей. Ребенок, сопереживая героям, примеряет на себя их роли и модели поведения, узнает, каково это — быть другим. Так формируются представления о «Я-реальном» и «Я-потенциальном».
К примеру, в мультсериале «Мини-Маппеты» часто поднимаются темы, связанные с эмоциональным интеллектом. Каждый персонаж обладает ярко выраженной индивидуальностью: Кермит — лидер и голос разума; Пигги — неутомимая искательница приключений; Фоззи — юморист с большим сердцем; Гонзо — отчаянный смельчак. Неудивительно, что в таком коллективе постоянно возникают эмоциональные всплески, которые проверяют дружбу Маппетов на прочность.
Однако, недостаточно просто посмотреть мультик с ребёнком, так как малыш, сопереживающий героям, не может выявить и проанализировать проблему самостоятельно. Поэтому маме или взрослым, которые вместе с ребенком смотрят мультфильм, нужно спросить, что чувствует герой и почему, чего он хочет. Выяснить, что он делает и что не делает.
«Мини-Маппеты», конечно, всегда предлагают положительную развязку. Посмотрев серию вместе с ребенком, обсудите с ним, как изменилось настроение персонажа в середине и в конце мультфильма. Каким оно было? Чего герой боялся? Спросите своего малыша, как бы он поступил на месте героя или его друзей; кем бы он хотел быть в этой ситуации. Досмотрев мультфильм до конца, предложите ребенку представить себя рядом с персонажами и порассуждать, как бы развивались события, если бы малыш находился там с самого начала.
Уверена, что ваш ребенок окажется и сопереживающим зрителем, и интересным собеседником, и увлекающимся сценаристом, а просмотр мультфильма принесет много положительных эмоций не только ему, но и вам.
Последние обсуждения