В школу приходят самые разные дети, которые отличаются уровнем подготовки, увлечениями, характерами и темпераментами. Конечно, большинство учителей предпочитают иметь дело со спокойными и выдержанными детьми, которые будут хорошо вести себя на уроках и не доставлять особых хлопот. Однако практически в каждом коллективе встречается чересчур шустрый и неусидчивый ребенок, не желающий долго находиться на одном месте и отвлекающий своих одноклассников. Что же делать с гиперактивным ребенком и можно ли найти к нему подход?Стоит отметить, что при нормальном развитии ребенка, он должен стремиться двигаться, бегать, прыгать, играть, шуметь и даже периодически баловаться и не подчиняться взрослым. Но когда такая активность выходит за определенную норму — малыш не может сосредоточиться, усидеть на месте, громко говорит и реагирует на малейшие раздражители — это свидетельствует о его гиперактивности. Сама приставка «гипер» здесь означает «сверх».
Гиперактивность представляет собой преобладание процессов возбуждения над реакциями торможения. Нормальным считается, когда эти процессы занимают примерно одинаковое время с небольшими отклонениями в какую-либо сторону. При гиперактивности ребенок возбуждается практически мгновенно, а процесс торможения, наоборот, требует достаточно длительного времени.
Для примера можно рассмотреть ситуацию, когда в обычном классе проводится контрольная работа. Дети сосредоточены и заняты решением заданий. Вдруг мимо окна пролетает воздушный шар. Согласно реакции на этот раздражитель, детский коллектив условно разделится на три группы.
Подавляющее большинство (около 2/3) обратят внимание на шар, возможно что-то воскликнут или прокомментируют. А когда предмет скроется из поля зрения, продолжат выполнение задания.
Некоторые дети даже не посмотрят в сторону шара или же сделают это весьма неохотно. После чего почти сразу вернутся к своей работе.
Найдется ребенок, который при появлении шара тут же подбежит к окну и не вернется на свое место, пока шар не скроется из виду. И даже после этого малышу будет сложно сразу же продолжить выполнение прерванных заданий.
Согласно данному примеру, у первой группы процесс возбуждения занимает примерно тот же период, что и процесс торможения. Вторая группа характеризуется перекосом в сторону процесса торможения, когда дети насколько увлечены текущим заданием, что полностью сосредотачиваются на своей деятельности. Третья группа — это и есть классическое проявление поведения гиперактивного ребенка.
К сожалению, некоторые люди и даже школьные педагоги недостаточно осведомлены о тонкостях детской психологии и не различают гиперактивность и плохое воспитание. Поэтому ярлык «гиперактивность» навешивают на детей, имеющих практически любые отклонения от норм поведения.
Отследить последовательное развитие ребенка и точно определить его гиперактивность можно по следующим типичным проявлениям.
Легко отвлекается от любого, даже самого интересного занятия и тут же переходит на другой вид деятельности.
Мгновенно возбуждается и моментально включается в любые активные виды занятий.
Говорит громко и быстро.
Делает типичные ошибки в письменных заданиях:
игнорирует знаки препинания;
пропускает последние буквы в словах;
упрощает или сокращает слова, например вместо «молоток» — «моток»;
в работе над ошибками исправляет текст без особого результата.
Суетится, делает много лишних движений.
Все время роняет и теряет предметы.
Говорит нечетко и сбивчиво, ему тяжело дается связный монолог.
Отличается неопрятным внешним видом, не контролирует свою внешность в течение дня.
Часто держит свой стол, портфель и комнату в состоянии беспорядка.
Однако все это относится к побочным проявлениям гиперактивности. Главная характеристика такого ребенка — это физиологически обусловленная потребность в постоянном активном движении. И попытки ее подавить на развитие ребенка влияют крайне негативно, вызывая сильное нервное напряжение.
Для диагностики гиперактивности следует обратиться к невропатологу, который при помощи специальных тестовых методик сможет определить данную проблему. Однако довольно часто такой ребенок вынужден самостоятельно приспосабливаться к окружающей среде, что не всегда проходит успешно.
Хотя гиперактивный ребенок доставляет немало хлопот, ему и самому приходится непросто. Он страдает от своего поведения и понимает, что беспокоит окружающих, когда совершает нелепые спонтанные поступки, не оправдывает ожиданий родителей и учителей. Детская психология — очень тонкая вещь. Она нуждается в мягком и последовательном подходе. Чтобы помочь гиперактивному ребенку, необходимо:
обеспечить активный выход двигательной энергии через занятия в спортивных или танцевальных кружках и секциях;
организовать повседневный распорядок дня так, чтобы в нем присутствовали различные активные занятия — утренняя гимнастика, пешая дорога до школы, подвижные игры на переменах, движения во время урока (раздача материалов, сбор тетрадей и другая помощь учителю);
запланировать прогулки или другие активные занятия в перерыве между школой и выполнением домашних заданий;
включить в рацион питания продукты, требующие много энергии для переваривания — например, мясо, орехи и пр.;
развивать концентрацию внимания, постепенно усложняя задания и увеличивая их продолжительность;
учить доводить любую деятельность до конца — заканчивать рисунок или доделывать упражнение;
научить держать свои вещи в порядке и контролировать свой внешний вид.
Последние обсуждения