Игрушки для детей до года

Рубрики: Развитие  Нет комментариев

Игрушки для детей до года

Молодые родители, только что пережившие непростой период ожидания ребенка, наконец, встретив малыша наяву, нередко пребывают в состоянии растерянности: чем же можно позабавить кроху, и нужно ли это вообще. Какие выбрать игрушки для детей до года? Да, вероятно, гении всех эпох и народов становились таковыми не потому, что родители скупали все игрушки и тем самым создавали благоприятный фон развития их будущим способностям. Но прогресс не стоит на месте, и, возможно, именно в руках сегодняшних родителей сделать так, чтобы количество талантливых и гениальных людей стало больше. Благодаря внимательному наблюдению психологов, ученых-педагогов за детьми, мы знаем, какой период развития ребенка наиболее благотворен для формирования того или иного органа чувств, влияющего на нервную систему маленького человечка. И, как следствие, существует довольно стандартный список игрушек, который рекомендуют психологи в первый год жизни ребенка. Итак, пройдемся по месяцам:

1 месяц
Рекомендуется демонстрировать картинки и фигуры. Ребенок в первый месяц жизни большую часть дня спит, но если он бодрствует, то впитывает в себя окружающее пространство во всей его красе: видимой, слышимой и ощущаемой. А потому, ориентируясь на эти способности чада, можно предложить ему рассматривать не только фигуры мобиля (которые вы, как добросовестные родители, купили заранее, или вам подарили), но и сделать для него небольшую «картинную галерею» — контрастные черно-белые изображения (можно фотографии) и сложные орнаменты (греческий меандр, спирали, круги в шахматном порядке) в простой расцветке. Эти листы можно повесить по сторонам кроватки (возле стены, спереди, на стенке кроватки) на расстоянии 25-40 см от груди ребенка. Менять рисунки необходимо каждые 2-3 дня, переставляя их с одной стороны на другую. Это будет способствовать правильному формированию мышц шеи (профилактика косошеи).

Традиционные погремушки также придутся кстати. Но пусть ручка у погремушки будет не скользкой – для этого достаточно просто обмотать ее мягкой шерстью или медицинским шпагатом (не забудьте его снять, когда придет время особенной страсти ребенка – все брать в рот). Вы можете сами вкладывать эту игрушку ребенку, немного разжав его ручку.

2 месяца
Настал звездный час и для заготовленной вами вертушки над кроватью (музыкального, как правило, сегодня электронного мобиля). Движущаяся игрушка, подвешенная по-прежнему на достаточно большом расстоянии (20-30 см), будет способствовать не только развитию всех органов чувств, но и концентрации внимания. Ребенок в данный период проявляет уже интерес к своим ручкам, а потому мягкая движущаяся игрушка в пределах его досягаемости (можно на тянущейся веревочке) будет способствовать его зрительному навыку слежения. Вы можете сделать браслет с бубенчиком на ручку младенца, хорошо вшив его в яркую тесьму или связанную полоску из мягкой пряжи. Погремушки также займут внимание малыша, научат его поворачивать голову на звук. Причем сделать их можно самим, тем самым разнообразив мир звуков, добавив в них свои представления об играх наших предков. Положите в разные спичечные коробки или деревянные емкости зерна фасоли, гречки, железных гаек… Но не забудьте обезопасить их от раскрытия во время игры, сделайте углы мягкими с помощью обмотки скотчем или изоленты.

3 месяца
Вашему чаду придутся по вкусу уже игрушки с пищалками, вызовут интерес игрушки и с разными звуками, и из разных материалов. Сенсорные мячики будут самыми актуальными для этого возраста игрушками: они могут быть бархатные, колючие, шершавые, скользкие – любая фактура доставит громадное подспорье для размышлений вашему малышу.

Весьма уместным окажется и зеркало, к которому вы можете подносить малыша, а также можете подвесить его на корректном расстоянии (15-20 см) над кроваткой малыша.

4 месяца
Ваш малыш уже, скорее всего, научился подтягивать к себе предметы, толкать их ножками, смеяться от неожиданных звуков, а потому ему необходима уже определенная свобода передвижения. Манеж с развивающим ковриком будут, пожалуй, уже кстати. Погремушки, учитывая то, что малыш учится брать предметы двумя руками, лучше покупать с двумя ручками. Звенящие предметы над кроваткой лучше подвешивать таким образом, чтобы они издавали звуки только при подергивании их самим ребенком. Придумайте незатейливую конструкцию, например, из такого звенящего предмета и подвязанного к нему кольца от пирамидки, подергивая которое, ребенок будет слышать звук предмета. Ребенок любит наблюдать скатывающиеся предметы – Вы сегодня обнаружите массу конструкций со спиралями и нанизанными на них фигурками, небольших пластмассовых и деревянных горок, со скатывающимися шарами или другими предметами. Но также Вы можете соорудить что-то подобное и сами. Например, срезав у пластиковой бутылочки дно (и, разумеется, обклеив его скотчем), можно положить туда шарик, и показывать – как шарик скатывается в горловинку и выкатывается оттуда.

5 месяцев
Ребенок уже, скорее всего, овладел навыком переворачивания, или все идет к тому. Он уверенно хватает предметы и может даже дотягиваться до них. Познавательная активность малыша идет неукротимыми шагами, и главный интерес сосредоточен на мире предметов. Поэтому как никогда актуальными станут развивающие коврики с подвесными фигурками, которые будут стимулировать «хватания» и исследования малыша. Большой интерес у малыша вызовут обычные неваляшки, знакомые каждому из нас, а также игрушки с заводом (когда игрушка начинает двигаться или петь только от прикосновения) и музыкальные заводные игрушки, в которых для малыша будет особенно занимательно искать источник звука (если, к примеру, Вы «срежиссируете» с этой игрушкой прятки). Прятки – в данном возрасте являются одной из интереснейших забав ребенка. Поэтому не забывайте эту старую-добрую игру в «ку-ку» с Вашим малышом. Как никогда кстати для этой забавы придутся и напальчниковые игрушки (зверята или перчаточные куклы «би-ба-бо»). Вы можете, безусловно, изготовить эти куклы сами из старых обрезков тканей, прихваток, носков и прочее, на них стоит сделать рожицы, которые будут символизировать того или иного задуманного Вами героя. В 5 месяцев ребенок стремится не только пощупать предмет, но и осуществить с ним реальное действие, поэтому подготовьте своему чаду фронт работы из бумаги или фольги, которую он с удовольствием будет рвать или мять (обязательно сохраняйте бдительность, будьте на чеку и не оставляйте с этим увлекательным материалом ребенка наедине – наверняка, Ваш малыш попробует и то, и другое на вкус).

6 месяцев
У малыша есть свои привязанности: как к людям, так и к знакомым игрушкам – поэтому не спешите дарить забытые погремушки или полюбившиеся ребенку подвесные игрушки. Узнавание – это хороший стимул для ребенка к исследованию, изучению.

Как никогда более к месту становятся прорезыватели, игрушки, которые можно грызть. В этом возрасте так важно все попробовать не только на ощупь, но и на вкус.

В 6 месяцев тактильная активность может быть простимулирована не только пальчиковыми играми, которые так популярны сегодня для малышей с 1 месяца, но и потешками, известным исстари, и знакомым каждому с пеленок: «сорока-белобока», «ладушки», «пальчик-пальчик, где ты был?».

Малыш переходит от изучения собственного тела к изучению лица, поэтому отражающие предметы окажут наиболее сильный эффект для познавательной активности ребенка. Их можно предложить не только в качестве комнатных зеркал, к которым Вы будете подносить сове чадо все-таки сами, но и в виде покупных пластиковых отражающих поверхностей, оформленных в какой-нибудь занимательный предмет (например, в солнышко или луну, лужицу или озеро). Но даже обычные металлические кастрюли станут замечательной игрушкой для ребенка 6 месяцев, если в ней он сможет обнаружить самого себя.

Двигающиеся предметы на колесиках, которые можно потянуть за ниточку, также станут излюбленной забавой. Ребенок в данный период жизни очень любит бросать предметы, поэтому вызовут интерес отскакивающие игрушки, вроде мячей (которые сегодня на рынке представлены в большом разнообразии). Развивающие центры с пиликалками, клавишами, стучалками и т.п. также вызовут восторг ребенка. Заводные игрушки с мигалками, звуками (к примеру, утка, которая при движении начинает крякать, или механическая собачка – которая лает) отныне – бессменный источник радости малыша.

Беспрецедентную роль сыграют и книжки с большими картинками, которые, конечно, Вы в состоянии сделать сами (из картона или ткани).

7 месяцев
Скорее всего, Ваш малыш может уже уверенно сидеть и переворачиваться, а также хватать двумя руками, и подражать простым действиям взрослых, он пытается лепетать.

По-прежнему и даже еще больший интерес вызывает игра в прятки, поэтому можно ребенку показывать первые спектакли, организованные при помощи ширмочки и пальчиковых кукол.

Всевозможные коробочки и шкатулки с открывающимися ящичками, наполненными неопасными предметами – наилучшее занятие для ребенка 7 месяцев.

Простые музыкальные инструменты, в которых звук производится самим ребенком, — станут также важной составляющей игровой среды ребенка: бубен, медные тарелки, барабан, маракасы (шары на палке, издающие при потрясывании приятный шум сыпучей крупы). Вполне актуальными станут игрушки и для более позднего возраста: пирамидки, кубики, пирамидки-стаканчики, которые ребенок пока будет рассматривать, а после Ваших манипуляций (например, возведения пирамидки или башни), рушить и ломать, наблюдая за падением предметов. Предоставьте ребенку нить из больших бус, которые можно будет легко перемещать с помощью двух рук. Интерес представят коврики с сюрпризами: молниями, кармашками, липучками, пластмассовыми зеркальцами – все это можно сделать из разных материалов, тем самым глубоко озадачив малыша, внушив ему необходимое чувство богатства и роскоши этого мира

8 месяцев

Ничего не вызовет столь бурного восторга малыша, как процесс соприкосновения двух разных или одинаковых предметов. Звуки, производимые ими, и – главное – Ваши комментарии ко всему происходящему – окажутся в пределе самого пристального внимания малыша. Неизменными спутниками малыша 8-ми месяцев можно считать стаканчики, пирамидки, кубики, мячики – по сути, основной арсенал игрушек ребенка до 1,5 лет. Ваши купания могут быть также превращены в игровые ритуалы, когда самой нужной игрушкой оказываются предметы для переливания воды, а не только декоративно плавающие утки и лягушки. Попробуйте предложить ребенку игрушки богородских промыслов (клюющих курочек, медведей, рубящих дрова, зайцев, играющих на балалайке), которые приводятся в движение после несложных манипуляций. Любые игрушки с сюрпризом как никогда придутся ко двору – будь это петрушка, поднимающий ножки при потягивании за ниточку, или выпрыгивающий из шкатулки человечек на пружинке. Игра с постепенным вытягиванием предметов из емкости, когда вслед за одной выходит следующая и следующая, может быть сконструирована всего лишь из закрытой коробки с протянутой в нее лентой с нанизанными игрушками. Вашей задачей становится только сделать игрушки способными к извлечению, и, конечно, не забудьте про эмоциональные реплики и комментарии!

9 месяцев
До чего же любопытным становится малыш, Вы, скорее всего, узнаете по громыхающим то тут, то там предметам. Возможно, Ваш ребенок уже встал на ножки, и так и стремится потянуть или вытянуть что-нибудь интересное для себя. Ему уже важно не только разбросать, но и сложить. Поэтому первые игры со складыванием пирамидок и башен будут весьма ко времени. Но ничего не заменит радости простого таскания тележки – которую можно не только купить, но и сделать из простой коробки, вставив в нее нитку.

Игрушки, при прикасании к которым происходит видимый результат, заключают в себе «царство» возможностей. Они создают прекрасный импульс к сюжетным играм со взрослым, к взаимодействию с ним. Помимо этого, за такими игрушками – неоспоримое первенство в постановке перед ребенком основных вопросов его деятельности: что, как и зачем?

Очень интересными для ребенка окажутся предметы повседневного обихода, с которыми в течение дня контактирует взрослый: телефон, утюг, телевизор, компьютер. Поэтому, можно сымитировать их для ребенка из картона, обязательно задействовав их в новых играх. И по-прежнему будут актуальны гирлянды предметов, которые, подвязанные на ленточку, можно было бы вытягивать из коробки, самостоятельные манипуляции – одна из основных целей таких процессий.

10 месяцев
Ребенок все чаще указывает на предметы своим указательным пальчиком, пытается повторять Ваши слова, любит ощупывать предметы и вкладывать одни предметы в другие. Заготовьте ребенку такое игровое поле, в котором на смену подножной зоне (когда ребенок чаще всего играл на полу) придут предметы на уровне его пояса и глаз. Это могут быть тележки, горки для скатывания шаров или машинок – и все это может лежать уже на столике, где будут производиться игры, а не на развивающем коврике. Вы должны заготовить такой арсенал игрушек, в котором главную установку необходимо сделать на разнообразие новых устремлений ребенка. Если Вы делаете коробку с лункой для вынимания предметов, пусть предметы, положенные в нее, будут максимально отличны друг от друга. Такие емкости могут быть также разными – прозрачными, из ткани, дерева, картона, глубокими, плоскими, широкими, узкими, а также: с одной лункой, двумя, несколькими. Тем самым Вы достигнете максимально вариативных звуков падающих в них предметов. Если предлагаете ребенку мячи, пусть они также удивят ребенка разнообразием своих фактур. И, конечно, ролевые игры – теперь неизменный спутник ребенка. Не забывайте говорить по телефону, укладывать кукол спать, кормить их, катать…

11 месяцев
Ребенку понадобятся коробки, которые можно было бы открывать самому, игрушки с заводом, которые он мог бы завести и сам. Хорошим спутником для ребенка этого возраста становятся игрушки-каталки (на палочке). Некоторые игрушки/игры, которые 5 месяцев назад были доступны ребенку только в руках родителя, теперь могут быть доступны и для самостоятельных манипуляций ребенка: пальчиковые куклы могут быть надеты на пальчики ребенка, светский журнал может быть наконец-то пролистан без постраничного обгрызания, а пирамидка – может быть сложена хоть и не в последовательности колечек или стаканчиков, но зато самим ребенком. Исключительный интерес составят игры с рисованием, для чего можно использовать специальную доску или бумагу. Попробуйте дать ребенку возможность порисовать пальчиковыми красками или на песке (муке).

12 месяцев
Ребенок все более заслуживает звание «человека разумного». В пользу этого говорят и его стремление соотносить форму, цвета и размеры предметов, которые, как бы Вы не пытались не замечать его заслуг, ребенок все же стремится положить в надлежащее предмету место. Поэтому актуальными становятся игрушки-сортеры (с отверстиями в виде разноцветных фигур, животных). Особенная любовь ребенка к пересыпанию и переливанию можно реализовать в покупке специальных развивающих столиков для игр с песком или водой (где есть лунки, мельницы, проточные желобки). Как никогда у ребенка вызывают интерес предметы собственного его обихода – и поэтому можно завести и кукольную коляску, и ванночку, и столик для кормления кукол, которые могут быть использованы Вами для сюжетных игр.

Все двигающиеся, складывающиеся, раскладывающиеся предметы – составят полноценную игровую среду ребенка до 1,5 лет.

Из серванта могут быть вытащены матрешки, а также сувенирные яички (по типу Фаберже), потому что ничто не оказывает на ребенка столь магического действия, как исчезающий предмет.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>