Некоторые дети, взрослея, начинают активно выпрашивать подарки у взрослых. Получая отказ, устраивают истерику. Задача родителей – понять, чем вызвано подобное поведение их чада, и поменять коммуникацию внутри семьи.
Нередко взрослые считают, что истериками ребенок пытается манипулировать ими, однако, такое мнение ошибочно – дети до 7 лет не способны на манипуляцию, хотя нередко их поведение выглядит именно так. На самом деле, проблема кроется в поведении взрослых.
Подарок = внимание
Самое важное для ребенка – это внимание и любовь родителей. Часто папы и мамы, сами того не замечая, откупаются от ребенка подарками – времени на полноценное внимание малышу не хватает, поэтому возвращаясь поздно с работы, они просто вручают чаду очередную игрушку. Потребность малыша во внимании не удовлетворена, а традиция усвоена, поэтому ребенок начинает каждый день требовать новый и новый подарок, на самом деле требуя родительского внимания. Совместное чтение книг, прогулка перед сном или семейный просмотр фильма смогут убрать детские истерики из-за отсутствия новых игрушек довольно быстро.
Подарок = похвала
Еще одна позиция взрослых, вызывающая патологическое требование подарков – это идея о том, что подарок надо заслужить. Нужно выучить стишок, нужно хорошо себя вести, чтобы получить подарок. На самом деле, подарок дарят тому, кого любят, дарят ни за что – просто для того, чтобы сделать человеку приятное. Очевидно, что Дед Мороз подарит подарки всем – и тем, кто не выучил стишок, и тем, кто плохо себя вел, но в голове ребенка прочно засядет мысль, что подарок нужно заслужить, поэтому он снова и снова будет требовать новые презенты – ведь он сегодня хорошо себя вел и даже стишок выучил. Чтобы подобных ситуаций не возникало, объясняйте ребенку истинное предназначение подарков, учите его самого делать презенты своим родным и близким, тогда исчезнет взаимосвязь между подарком и попыткой его заслужить.
Читайте также
«Мама, купи!», или Что делать с маленьким шопоголиком?
Откуда у детей потребительское поведение?
Подарок = плата за хороший поступок
Если вы платите ребенку, например, 50 рублей за мытье посуды, 100 рублей за сделанные уроки, покупаете шоколадку за поход на тренировку, то прекращайте это делать. Мотивация ребенка должна быть не материальной, в противном случае вы получаете постоянно выпрашивающего новые материальные ценности ребенка, который искренне не понимает, что не так в его поведении. В его голове прочно засела установка – за любой поступок ему должны заплатить, поэтому работать нужно именно с этой установкой, а не с чем-либо еще.
Нужный или желаемый?
Часто бывает так, что родители просто дарят не те подарки, которые хочет ребенок. Взрослые гонятся за брендом, стоимостью, полезностью, забывая о главном – подарок выбирается для ребенка, а не для них. Ничего страшного, если ребенок хочет двадцатый трактор, значит, он реально ему нужен. Не стоит вместо этого дарить ему шахматы или спортивный уголок, думая, что таким образом вы положительно влияете на его развитие. Развитие должно быть гармоничным, а подарки – они для души, а не для полезности. Конечно, если из раза в раз ребенок получает не то, что он хочет, он начнет выпрашивать желаемое, поэтому обращайте внимание на «хотелки» ребенка, а не на свои.
Очень часто дети просят то, что есть у их друзей. Подобные истерики тяжело выдерживать, но взрослым тоже часто хочется получить то, что есть у кого-то – машину, одежду, возможности. Это нормальное и естественное поведение, просто у ребенка еще нет навыков тормозить такие желания и сопоставлять их с реальностью. Задача родителей – четко и последовательно объяснять, что материальные блага – не главное, что не все и не всегда могут себе позволить то, что есть у других. Это кажется неработающим, но на самом деле, дети впитывают всю информацию, которая им поступает от родителей, просто долго перерабатывают ее. Путем долгих и спокойных повторений вы сможете добиться желаемого результата.
Готовимся к Новому году
Предложите ребенку составить список пожеланий и расспросите его, как именно он будет пользоваться своими подарками. Ответы — «Он красивый» или «Такой же есть у Оли, и мне тоже нужен» — не подойдут. Если ребенок не может объяснить, зачем ему эти предметы, то стоит поговорить с ним о ранее полученных подарках, заброшенных в угол в первый же день. Почему они не понравились? Что с ними не так? Нет ли в его списке похожих вещей? Действительно ли ему нужна еще одна такая же игрушка, если и с первой он не играл? Расскажите о своих любимых вещах, которые были вам подарены родственниками или друзьями и о том, что вам будет приятно подарить то, что он действительно будет использовать. Составление списка пожеланий и его анализ необходимы для формирования осознанности, которая так необходима в современном мире потребления.
Последние обсуждения