Выполнение домашних заданий и учеба в целом часто вызывает у детей трудности. Все члены семьи тоже испытывают при этом неудобства. Однако, если следовать несложным правилам, учиться станет легче. Но в некоторых случаях ребенку может потребоваться помощь всех членов семьи. Рассмотрим подробнее эти правила.
Выключите телевизор. Установите правило для всей семьи: когда ребенок учит уроки, в комнате никто не включает телевизор. Иначе ребенок обязательно будет отвлекаться.
Можно ли при этом слушать в доме радио или музыку через колонки? Многие эксперты рекомендуют выключать музыку и устранять любые другие источники шума. Однако, как показывает практика, большинство детей может легко работать, не отвлекаясь, если в доме работает радио. Однако, если звуки все же отвлекают ребенка, лучше слушать музыку в наушниках.
Установите правила по поводу использования мобильных телефонов в доме. Пока ребенок учит уроки, он может использовать телефон только в особых случаях (например, для того, чтобы позвонить однокласснику и узнать домашнее задание). Четко определите, в каких именно случаях ребенок может использовать смартфон.
Выделите ребенку место, где он сможет учить уроки. Лучше всего для этого подходит комната ребенка. Если у него нет своей комнаты, подойдет также кухня или другая комната. Главное, чтобы ребенка ничто не отвлекало, пока он будет учить уроки.
Выбирайте место для учебы по принципу: функциональность важнее эстетики. Посмотрите, помещаются ли на столе все учебные принадлежности: ручки, карандаши, бумага, учебники и т. д.
Прикрепите на рабочем месте ребенка пробковую доску. На ней он сможет размещать расписание и другую важную информацию. Позвольте ребенку украсить доску на свое усмотрение. Поговорите с ним о том, что ему нужно для того, чтобы делать домашние задания. Следите за тем, чтобы ребенок записывал все домашние задания в дневник – так он сможет лучше организовать свой график и ничего не забудет.
Постоянство – залог успеха. Для успешности ребенка в учебе важно, чтобы у него был стабильный распорядок дня. Постарайтесь организовать дела в доме так, чтобы обед был в одно и тоже время каждый день. После обеда ребенок должен садиться за уроки.
Выделяйте достаточное количество времени на то, чтобы ребенок выучил уроки. Учитывайте при этом возраст ребенка. Старшеклассники могут сконцентрироваться на заданиях в течение часа, в то время как первоклассники вряд ли смогут усидеть на месте более 15 минут. Позвольте ему делать перерывы – это может быть наградой за то, что он выполнит одно домашнее задание.
Организуйте процесс выполнения домашних заданий. Ребенок должен следить за тем, чтобы вовремя выполнять все задания. Он может прикреплять стикеры с напоминанием на пробковой доске или делать напоминания в смартфоне. Это поможет ребенку не откладывать выполнение заданий до последнего.
Объясните ребенку, что учеба – это не только выполнение домашних заданий. Самое распространенное заблуждение по поводу учебы – сводить ее только к выполнению домашних заданий. Научите ребенка таким вещам, полезным для учебы:
делать заметки во время чтения книги;
бегло просматривать текст и выбирать главную информацию;
анализировать таблицы и диаграммы;
пересказывать прочитанное своими словами;
выписывать на карточки даты, формулы, слова и другую нужную информацию.
Конспектирование – это важный навык, который нужно развивать. Одни ученики не умеют этого делать. Другие считают, что нужно записывать все слово в слово. И только некоторые умеют выделять главное и конспектировать.
Нужно ли переписывать законспектированный материал, чтобы придать ему более понятную форму? В некоторых случаях да – особенно, когда законспектирован большой объем материала. Иногда дети не могут писать быстро или концентрироваться долгое время на конспектировании. Переписывание может занять у ребенка много времени, но это отличный способ повторить материал. Однако, если материал не является первостепенно важным, и ребенок не будет к нему возвращаться, переписывать его не нужно.
Помогите ребенку почувствовать уверенность в себе на контрольных работах и экзаменах. У некоторых учеников контрольные, экзамены и ЗНО вызывают сильный страх. Объясните ребенку, что учить материал всю ночь перед экзаменом – это бесполезное занятие. Лучше вместо этого хорошо выспаться.
Также ребенку нужно объяснить, что, прежде чем приступать к выполнению контрольной, нужно внимательно прочесть задание. Если он не знает ответа на какой-либо вопрос – лучше его пропустить и вернуться к нему позже. Универсальный совет для всех учеников: перед экзаменом нужно сделать глубокий вдох, расслабиться и приступать к заданиям. Также посоветуйте ребенку всегда брать на экзамен запасную ручку.
Когда ребенок учит уроки, следите за тем, чтобы он не испытывал сильные отрицательные эмоции. Если ребенок злится или расстроен из-за слишком сложного задания, его попытки выучить уроки вряд ли будут эффективными. В такие моменты вам нужно вмешаться и сделать перерыв. После того, как ребенок успокоится, объясните ему материал.
Нужно ли помогать ребенку с уроками? Да, если это принесет пользу. Например, вы можете проверять уже выполненные задания или объяснять материал, если ребенку что-то непонятно. Не стоит помогать, если ребенок и сам может выполнить задание. Тем более не стоит делать уроки вместо ребенка – так вы не дадите ему возможность научиться чему-то на своих ошибках.
Когда вы помогаете ребенку с уроками, всегда оставайтесь спокойными и позитивными. Лучше вообще не помогать, чем помогать с неохотой. После того, как ребенок выполнит задание, проверьте его. Похвалите ребенка за его усилия – вы ведь не хотите, чтобы домашние задания у него ассоциировались с домашними ссорами.
Развивайте у ребенка исследовательские навыки. Например, если вы собираетесь в поездку в другой город, предложите ему найти пункт назначения на карте или в атласе. Предложите поискать информацию о том городе, в который вы едете, в энциклопедиях или в Интернете.
Как правильно относиться к оценкам ребенка в школе? Чтобы он не испытывал постоянный стресс из-за оценок, время от времени обсуждайте с ним, как идут дела в школе. Вы можете использовать стандартные фразы, например:
Как прошла контрольная по математике?
Как учитель оценил твое задание по физике?
Нужна ли тебе помощь с заданием?
Так ребенок поймет, что вы интересуетесь его успехами в учебе. Поговорите с учителем ребенка и договоритесь о том, чтобы он предупреждал вас, если у ребенка возникнут проблемы с учебой. Будьте на связи, чтобы обсуждать с учителем, как вы вместе можете помочь ребенку лучше учиться.
Обращайте внимание на то, как ребенок отзывается об учителях. Если он говорит: «Он плохой учитель», «Он рассказывает слишком быстро» и т. д., это может означать, что у него возникли трудности с предметом. Но не спешите идти в школу и передавать ваш разговор с ребенком учителю. Так вы можете потерять доверие ребенка.
Последние обсуждения