Дошкольное детство – самостоятельная важная часть жизни, а не только период подготовки к обучению. Именно в это время закладывается основа успешного обучения – потребность в познании мира. Желание учиться и узнавать новое строится на познавательном интересе.
Познавательный интерес нужен для личностного и профессионального роста любому человеку независимо от возраста – именно он направляет ребенка на познание нового, на расширение возможностей и развитие интеллекта.
В дошкольном возрасте у детей наблюдается три вида познавательного интереса:
Ситуативный – эпизодическое переживание заинтересованности. Ребенку интересно всё новое, яркое и эмоциональное. Если интерес не поддерживать, он быстро угасает.
Устойчивый активный интерес могут вызывать отдельные предметы или явления. Одним интересно играть с машинками, вторые выбирают куклы, третьи строят или рисуют. Отдельные виды деятельности для ребенка могут стать приоритетными, но со временем интерес может угасать – надоедает однообразная игра.
Личностный интерес связан с индивидуальными особенностями ребенка. Он схож с активным интересом, но более устойчив, так как связан с собственными предпочтениями и желаниями. Этот интерес появляется в период школьного детства и во многом определяет будущее ребенка.
Переход из дошкольного периода в школьный тесно связан с ситуативным интересом. Дошкольник вырос из «детских штанов» и хочет примерить на себя статус школьника. Это гордо и ответственно, а интерес поддерживается новой одеждой и атрибутикой. В школе все новое: кабинеты, режим дня, учитель, одноклассники, веселые перемены. Но через какое-то время интерес угасает, а с ним пропадает желание учиться.
Устойчивость интереса к познанию во многом определяет успешность обучения. Важно, чтобы ребенку был интересен именно процесс узнавания нового, а не только атрибуты школьной жизни.
Последние обсуждения