Как вырастить умного ребенка?

Рубрики: Воспитание  Нет комментариев

Как вырастить умного ребенка?

Во-первых, мы не знаем, что означает статистическая связь между интеллектом и богатством. Умные дети добиваются успеха? Или в богатых семьях выращивают умных детей? Где причина, а где следствие?

Во-вторых, интеллект в значительной степени определяется генами. Даже если умным быть очень важно, почему мы вообще считаем, что ребенка можно сделать умнее? Что, если вся эта возня с развивающими играми бесполезна?

Чтобы получить научно обоснованный ответ, нужны эксперименты. В них нужно кого-то с кем-то сравнивать – например, обученных с необученными. Причем вся суть в том, что изначально роли должны распределяться случайно: вот приводите вы своего первоклассника поучаствовать в научном исследовании, а его опаньки – и в контрольную группу. Сиди без образования ближайшие пятнадцать лет, а там мы тебе пульс посчитаем и давление измерим. Кто же на такой эксперимент согласится?

Ситуация осложняется еще и тем, что люди очень долго живут. Чтобы проанализировать связь между интеллектуальным развитием в детстве и вероятностью слабоумия в старости, нужно подождать лет эдак восемьдесят. Нелегкая, в общем, задача.

единиц, в которых его надо измерять. С тех пор многое изменилось. Мы обзавелись футуристическими приборами и нанотехнологическими разработками. Мы уже начали разбираться в тонкой структуре мозга – но по большому счету до сих пор не знаем, что такое интеллект. Все существующие тесты – просто условность, договор между учеными для удобства исследований. В будущем способы измерения интеллектуальных способностей могут стать гораздо совершеннее. Пока же приходится довольствоваться коэффициентом интеллекта IQ. Это относительная величина: предполагается, что у среднестатистического человека IQ равен 100, умников со 120 столько же, сколько тугодумов с 80, а больше 145 или меньше 55 коэффициент интеллекта бывает всего у одного человека из тысячи.

Группа шведских ученых нашла способ измерить, насколько развитие в детском и подростковом возрасте способствует здоровью и долголетию. Для этого они в течение 70 лет (отдадим должное шведской научной традиции) наблюдали за группой мужчин, родившихся в 1928 году. Перед исследователями стоял вопрос, на который так сложно ответить: что приходит раньше – ум или здоровье? Где причина, а где следствие?

В 1930-х ученые измерили интеллект у 600 десятилетних мальчиков – участников масштабного социологического эксперимента. К этому возрасту основы интеллекта уже заложены: от фундамента родительских генов до академического каркаса, выстроенного в детском саду и в начальной школе. Умные от рождения дети заметно выделяются среди менее одаренных. Через 10 лет, когда мальчики выросли, их интеллект измерили снова, а затем оставили спокойно жить своей жизнью.

К 2012 году большинство участников эксперимента дожили свой срок на земле. Ученые – наследники исследователей прошлого века – взялись за подсчеты. Кто был самым здоровым? Кто дольше всех протянул?

Выяснилось следующее. Во-первых, умные прожили дольше – этот результат согласовывался с уже известными данными. Во-вторых, дети, которые дольше учились, к 20 годам становились умнее. Тоже не сюрприз, но приятно знать, что школы существуют не просто так. В-третьих, и в-главных, изменение интеллекта за счет обучения (а не просто его абсолютное значение) увеличивало долголетие. Таким образом, победила «оптимистичная» модель: несмотря на генетику, несмотря на все посторонние влияния (на них делается поправка с помощью повторного измерения), обучение само по себе улучшает здоровье.

Есть все основания полагать, что ребенка можно сделать умнее и тем самым помочь ему в жизни. Если работает на десятилетних – то почти наверняка работает и на пятилетних. А скорее всего, гораздо раньше. Последние исследования показывают, что грудные дети начинают обучаться логике окружающего мира задолго до того, как начинают говорить.

О пользе грудного вскармливания сегодня не спорит никто. Чем ближе к природе – чем лучше. Но как быть мамам, у которых своего молока не хватает и приходится пользоваться искусственным? Ученые утверждают, что не все потеряно. Оказывается, пользу материнского молока можно хотя бы частично заместить… рыбьим жиром.

Детские смеси, в отличие от материнского молока, часто не содержат длинноцепочечных ненасыщенных жирных кислот. К ним относятся широко разрекламированные омега-3. Эти вещества в изобилии есть в рыбе. Если беременным или кормящим матерям давать в качестве биодобавок ненасыщенные жирные кислоты, то интеллект у их детей значительно повышается. Полезны омега-3-кислоты и самим детям. Они напрямую влияют на развивающийся мозг.

Проведение нервного сигнала осуществляется по поверхности нервных клеток, состоящей из жиров и белков. Жиры эти в мозге отличаются как раз высоким содержанием омега-3. Наш организм плохо справляется с их производством – как и витамины, ненасыщенные жирные кислоты должны поступать с пищей, особенно в период формирования детского мозга.

Что касается других биодобавок, то здесь исследователи пока не спешат делать однозначные выводы. По некоторым данным, биодобавки, содержащие железо, витамины группы B, витамин C или мультивитамины, могут существенно повысить детский интеллект. Согласно другим, выходит, что помогает это все только при плохом питании, то есть когда дети не получают достаточно витаминов или минеральных веществ. Как узнать, чего не хватает ребенку? Лучше всего раз в год делать анализ крови. Взглянув на результаты, педиатр определит, какие именно биодобавки нужны развивающемуся организму. Как это повлияет на интеллект – точно не известно, но здоровью явно не навредит.

Почти все, что нам известно о влиянии раннего обучения на интеллект, – это данные, полученные при исследованиях неблагополучных семей. Ученые не могут взять ребенка из благополучной семьи и попросить родителей больше с ним не заниматься. Но они могут взять ребенка из трудной семьи, обеспечить ему благоприятные условия для развития, а потом сравнить с другим ребенком из трудной семьи, которому повезло меньше.

Все эти исследования однозначно доказывают, в общем, очевидную истину. Чем больше с ребенком заниматься, чем больше обогащать его среду, чем больше времени тратить на развивающие игры и книги, тем выше будет в будущем его коэффициент интеллекта. У неблагополучных детей много проблем, но с точки зрения развития интеллекта их главная беда – именно в недостаточном обогащении среды. Нехватка обучающих игр, новых впечатлений, общения со взрослыми мешает детям должным образом развить мозг.В одном из экспериментов матери проводили с детьми одинаковое время, но при этом половину мам обеспечивали детскими товарами (книжками, игрушками, пазлами), а половине никак не помогали. В итоге за время эксперимента показатели интеллекта детей из «обогащенной» группы значительно выросли. Дети, не получившие развивающих игр, остались на прежнем уровне.

Ситуация, конечно, неутешительная. Завалить ребенка книжками и развивающими играми – прекрасная идея, но что делать тем, у кого нет такой возможности? Ученые утверждают, что лучший выход из положения – это дошкольное обучение. Ясли и детский сад, особенно, как говорят психологи, с упором на родную речь и языковые упражнения, – прекрасный способ создать ребенку обогащенную среду.

Если детский сад – это не подходящий вам метод развития ребенка, то педиатры предлагают концентрироваться на книжках. Совместное чтение развивает речь и мышление ребенка и помогает поднять на несколько пунктов коэффициент интеллекта. Но важно не столько количество книг, сколько то, как именно детям читать. Ученые советуют практиковать «интерактивное» чтение – с вопросами, обсуждениями и повторением прочитанного.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>