Как вырастить вундеркинда?

Рубрики: ВоспитаниеДругие новости  Нет комментариев

Как вырастить вундеркинда?

Вундеркинд и гений — два абсолютно разных понятия. Гениев в детстве обычно называют «странный мальчик». Так, «странным мальчиком» был Стефенсон — любитель, как казалось окружающим, слоняться без дела и торчать на кухне часами напролет. Но именно на кухне этот «бездельник» обратил внимание на странное поведение крышки кипящего чайника, что дало ему возможность впоследствии стать создателем первого паровоза.

Не менее «странным» был и Чарльз Дарвин, вместо уроков возившийся с мышами и окрещенный собственным отцом «позором всей семьи». Даже Пушкин не проявлял в детстве признаков гениальности. По словам сестры, он просто приводил мать в отчаяние своей неповоротливостью и молчаливостью.

Гении чаще всего проходят через множество увлечений: у Леонардо да Винчи талант раскрылся во многих областях. Вспомним и нашего Ломоносова: сферы его познаний и открытий — от поэзии до математики. Первым увлечением Галилея была живопись, в 17 лет он начал изучать медицину и лишь позже — математику. И примеров таких тьма. Еще один признак гениальности: самостоятельность мышления и умение «плыть против течения».

Другое дело вундеркинд. Это ребенок с ярким талантом, которого просто нельзя не заметить. Он на голову выше своих сверстников в какой-то одной области. Взрослые развивают его способности, основанные чаще всего на отличной памяти или тренированности тела, и именно они придумывают им применение. Ребенок повторяет то, чему научили его взрослые. Своего у него очень мало, ведь он всему еще только учится. Но даже способности для вундеркинда не главное. Гораздо важнее, чтобы их заметили и начали развивать.

Ошибки воспитания

В начале жизни все дети одинаковы (за исключением тех, кто имеет в своих генах какой-то изъян). Дальше многое зависит от родителей. Одни мудростью и добротой растят вундеркинда. Другие гасят в своих детях данные им при рождении способности. Почему так происходит? Специалисты считают, что родители, воспитывая детей, совершают три главные ошибки.

Ограничивают подвижность ребенка. Движение развивает не только мышцы, как кажется на первый взгляд, но и нервную систему, органы чувств и мышление. Ребенок, который много двигается, обгоняет в умственном развитии тихоню и лентяя. А родители что делают? С рождения талдычат: «Не упади, не толкни, не разбей…» В школе заставляют сидеть истуканом, хотя любой психолог скажет, что чем больше ребенок движется, тем меньше устает и легче усваивает учебный материал.

Мало общаются с детьми. Ребенок открывает мир, постоянно задавая вопросы: что? где? когда? почему? как? Собственно говоря, он решает для себя те же проблемы, которыми заняты самые умные философы. А что отвечают родители: «Подрастешь — узнаешь», «Много будешь знать — скоро состаришься». На каждый вопрос нужно отвечать, хоть это трудно и требует терпения. Но когда ребенок подрастет, надо подталкивать его к самостоятельным решениям. «А ты как думаешь?» — задавайте встречный вопрос. И обязательно вместе с ребенком разберитесь: прав он или нет.

Отказывают ребенку в совместном действии. Малыш берется вам помочь, и что он обычно слышит? «Отойди, разобьешь», «Не мешай, поранишься». Ему предлагают только роль прислуги: принеси, подай, подержи. А такая работа скучна, в ней нет открытия. Пусть ребенок учится чему-то совместно с вами, не на вторых ролях, а именно вместе. Ведь только так, «из рук в руки» передается опыт.

Быть или не быть?
Недавно я встретила приятельницу, с которой мы когда-то привели своих мальчишек в бассейн. Мой сын занимался с прохладцей. Заставить его выкладываться полностью было просто невозможно. «Ты посмотри, — говорила тренер после интенсивной тренировки, — он даже не устал». На мои просьбы заниматься серьезнее, сын отвечал: «А зачем?» «Ну, чтобы лучше плавать», — говорила я. «А зачем? Я и так хорошо плаваю». «Чтобы занимать первые места». Своим вопросом он ставил меня в тупик. Действительно, зачем? Зачем именно для него, а не для нашего родительского тщеславия? И 2-е место по городу было вершиной плавательной карьеры моего сына.

Сын же моей приятельницы плавал играючи. Он был как бы частью стихии и получал от этого колоссальное удовольствие. Не замедлили появиться и результаты. Он стал лучшим в городе, в республике. Семья поменяла место жительства: талантливому ребенку нужен простор. Его имя замелькало в газетах. И вдруг… «Сначала, — рассказывала приятельница, — начались боли в печени, заболевание глаз и непонятные высыпания по всему телу. Исчез интерес к тренировкам. А потом — полнейшее отвращение к спорту и сильнейшая депрессия». Приятельница клянет всех подряд: тренера, правительство, общество… Она даже не допускает мысли, что у сына просто происходит переоценка ценностей. Наверное, цель — результат, которую поставили перед ним взрослые, его уже не устраивает. Он должен прийти в себя, найти свое место в жизни. Если повезет.

Отчего же сгорают вундеркинды? В первую очередь, конечно, от непомерной эксплуатации. Специалисты считают, какой бы мощный генотип человек ни имел, он не беспределен. И без бережного отношения к годам 16-19 он опустошается.

Во-вторых, у вундеркиндов отбирают игру. Маленькое послушное существо по многу часов в сутки «пашет» в бассейне, на льду или барабанит по клавишам пианино. А задумывался ли кто-нибудь, что будет с этим ребенком, если его способности пройдут, или кто-то обгонит его, или он просто устанет? Чем он будет жить, если в прошлом у него только изнурительная работа и борьба с соперниками?

Перед талантливыми детьми тщеславные родители ставят единственную цель — первенство. А ведь давно известно, что борьба за первенство — это всегда гонка со временем. Хрупкие талантливые дети не выдерживают этой гонки, ломаются, сходят с дистанции. А если кому-то из них удается достичь вершины, он вдруг понимает: дальше дорога только одна — вниз. Ведь просто жить вундеркинды не умеют, их этому не научили.

Поэтому родителям стоит трижды подумать, прежде чем выносить способности своего ребенка на суд общественности. Как ни банальна истина, но талант не терпит суеты. Он должен развиваться сам. А когда ребенок вырастет, то пусть распоряжается своим талантом тоже сам.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>