Чем малыш будет играть? Будет ли, играя он развиваться? И вообще, какие именно игрушки самые лучшие? Подобные вопросы рано или поздно встают в буквальном смысле перед всеми молодыми родителями. И, конечно же, подходов к решению вопросов об игрушках может быть невероятное множество. Так кому-то доставляет истинное удовольствие покупать каждый раз все новые и новые модные и не очень игрушки. Кто-то наоборот, чувствуя некоторые ограничения в средствах, хотят приобретать лишь самые, по их мнению, необходимые игрушки. А кто-то с огромной радостью приобретает именно ту самую вещь, о которой так тщетно грезил все свое детство, даже не задумываясь о том, что возможно ваш кроха так же тщетно грезит о совершенно иной игрушке. Кто-то вообще с уверенностью считает, что его ребенку достаточно именно тех игрушек, которые остались от детской поры родителей крохи.
Надо сказать, что как невероятно разнятся вкусы и пожелания родителей относительно выбора игрушки для детей та и вкусы самих детей так же невероятно сложно предугадать. Одним деткам больше всего нравятся именно мягкие игрушки, а другим – с точностью наоборот жесткие конструкторы или головоломки, третьим же, к примеру – подходят только машинки… Частенько бывает и так что подаренная бабушкой дорогая, модная роскошная кукла очень одиноко валяется где-то в углу совершенно без детского внимания, а какой-то дешевый пластмассовый зайчик или слоник становится самым лучшим другом крохи. И предугадать реальное отношение вашего ребенка к той или же к иной совершенно новой игрушке родителям бывает подчас очень и очень непросто.
Надо заметить, что как правило, все наши дети проходят совершенно разные периоды созревания и развития, собственно в которые им и могут нравиться определенные игрушки. Так в течение нескольких месяцев ваш малыш может увлеченно заниматься исключительно спокойным собиранием каких-то рамочек или паззлов. А потом совершенно неожиданно для вас вдруг полностью охладевает к этому некогда увлекательному занятию и просто переключается на какие-то ролевые игры с теми же мягкими игрушками. И буквально через некоторое время возникшие исследовательские потребности вашего ребеночка смогут снова активизироваться, и тогда возможно он снова воспылает любовью к играм, требующим усидчивости скажем к какому-нибудь новому конструктору.
Надо заметить, что очень для многих детей в определенном возрасте самые любимые игрушки и развлечения – это наши книги. Иногда дети готовы часами и днями рассматривать яркие картинки в книгах и просто обожают их перечитывать снова и снова, причем желательно вместе с мамой. Частенько очень привлекает наших юных исследователей и обычное рисование, красками или карандашами, а у кого-то мелками или маркерами на определенных досках. Рисование как вы понимаете, так же может предполагать несколько различных форм взаимодействия. Так иногда ребенок рисует совершенно самостоятельно, иногда мама рисует для своего ребенка, а малыш активно подсказывает маме, как и что ей надо рисовать и даже где ей нужно это делать. А иногда мама рисует непосредственно вместе со своим ребенком, просто водя его маленькой ручкой. Как вы, вероятно, догадываетесь, все эти занятия действительно крайне полезны, как для семьи в целом, так и для малыша в частности, и такие занятия нужно всячески поощрять и даже провоцировать. И это не говоря о том, что подобная любовь к книгам или к тому же рисованию вполне возможно с успехом использовать еще и в тех случаях, когда вам необходимо будет заставить своего ребенка посидеть смирно. К примеру, когда вам хотелось бы, что бы малыш не бегал, и не прыгал, в очереди, в общественном транспорте или просто в гостях или в кафе. А к тому же, если ваш ребенок изначально полюбит книги, то в дальнейшем он научится фантазировать и выражать все это словесно, без помощи каких-то игрушек. А ведь это действительно очень полезно для полноценного развития детского абстрактного мышления.
И, тем не менее, практически у любого маленького ребенка всегда имеется только пара самых любимых игрушек, которые, кстати сказать, кроха регулярно берет с собой практически везде и купаться, и обедать и даже спать. Конечно же, это могут быть и обычные куклы, и зверушки и машинки, которых сам малыш, как правило, наделяет душой и определенным характером, и тогда они становятся его самыми лучшими и самыми близкими друзьями. И в то же время именно эти игрушки постепенно приобретают роль своеобразных манекенов, на которых собственно в дальнейшем и отрабатываются самые различные бытовые ситуации или действия. Например, когда кроха высаживает на горшок свою куклу, отрабатывает на ней одевание и раздевание, и даже проводит полноценное кормление куклы с ложечки.
Некоторые же из детей способны играть и так называемые в ролевые игры, причем практически с любыми игрушками, а вот у других деток, весьма выборочный вкус в этом плане. Надо сказать, что такого малыша самые обычные игрушки могут занимать буквально в течение всего-то нескольких минут. А потом ему изучать в них уже попросту нечего, и они ему становятся, больше не нужны. Конечно же, такому ребеночку стоит предоставить полную свободу выбора и возможность самому взять в магазине именно те игрушки, которые он сочтет нужными, и именно тогда вырастает вероятность того, что малыш действительно будет с ними долго играть.
Молодые родители частенько хотят побаловать своего ребеночка, и просто не могут пройти спокойно мимо витрин детских магазинов и иногда покупают своему чаду буквально все, на что хватает средств, а малыш постоянно получает все новые и новые сюрпризы и подарки. Надо, однако, заметить, что родителям однозначно не стоит так излишне усердствовать. Ведь в том случае если игрушек у малыша уж слишком много, ему становится очень трудно на чем-либо одном сосредоточиться. А, кроме того, у малыша при таком количестве игрушек попросту не вырабатывается нормальное бережное отношение к своим вещам. В современной литературе очень часто можно встретить дельный совет психологов: прятать некоторую часть игрушек, а буквально через несколько дней подменять уже надоевшие игрушки как будто бы совершенно новыми или другими. Однако вот на практике сразу следовать этому положению, конечно же, не всегда удается. Поскольку ребеночек старше полутора лет может уже очень неплохо помнить все свои вещи, он в таком случае с легкостью может находить все спрятанное мамой, или даже просит вернуть маму его игрушки. Есть, тем не менее, и другой вариант: можно попробовать убирать надоевшие игрушки именно в такие места, где ваш ребенок сможет их совершенно самостоятельно достать, причем именно тогда, когда сам этого захочет. И, конечно же, сразу после окончания игры старайтесь приучать малыша все свои вещи класть на их определенное место.
Какие же из игрушек малышу нужны в обязательном порядке?
Психологи уверяют, что у ребенка в обязательном порядке должны быть правильные развивающие игры, естественно соответствующие конкретно его возрасту. Причем обычно такие игры желательно покупать немного заранее и стараться периодически предлагать ребенку, чтобы четко определить для себя, дорос ли ваш карапуз до них или нет. Если же ваш малыш так и не проявляет интереса к новой игре, ее нужно будет просто убрать, как говорится до лучших времен. Однако помните ни в коем случае нельзя настаивать, предлагая малышу новую развивающую игру, даже если по своему возрасту он как написано в инструкции уже «должен» в эту игру играть.
На сегодняшний день вряд ли нужно будет убеждать еще кого-то в реальной пользе от игры ребенка с конструкторами. Ведь именно конструкторам крайне сложно найти реальную альтернативу по их развивающему воздействию на малыша в самых различных направлениях. Это и трехмерное мышление, и развитие фантазии, и мелкая моторика, и даже некоторое чувство равновесия… Как утверждают детские психологи игры с правильно подобранным конструктором — это и есть самые первые уроки по алгебре, по геометрии, по физике, не говоря уже вовсе о развитии правильного эстетического чувства.
И, конечно же, в настоящее время выбор детских конструкторов поистине необычайно широк. В детских магазинах вы сможете найти и всевозможные «Лего» подходящие для разных возрастов, причем начиная практически от одного годика. А альтернатива им наборы – это отечественные конструкторы «Кроха». Кроме того на сегодняшний день существует масса пластмассовых кубиков всех размеров и любых расцветок. Прекрасно подходят детям тот же Никитинский «Уникуб» или просто детские наборы деревянных и некрашеных почти настоящих строительных блоков. А вот для деток постарше – имеются конструкторы с различными винтиками или даже гаечками, из которых собственно и собираются замечательные машины или вертолеты. Для детей изначально обладающих прекрасным абстрактным мышлением – можно подобрать детали в виде различных цветочков или звездочек, как правило, соединяемых друг с другом посредством каких-то уж совсем невообразимых способов…
Стоит заметить, что мягкие игрушки ничуть не менее полезны и важны для маленького ребенка, поскольку именно они обычно позволяют играть малышу в определенные ролевые игры, именно они заставляют работать детскую фантазию. Так постоянно моделируя какие-то ситуации, взятые из реальной жизни, ваш малыш активно развивает свое пока еще детское воображение. А вот молодым родителям при этом крайне важно и очень желательно всячески поощрять такие вот игры, вести какие-то диалоги от лица самих игрушек, имитируя притом совершенно разные голоса, или интонации, и даже характеры.
Как правило, большинство детей очень любят копировать буквально все понятные им действия взрослых, собственно именно поэтому у детей должны быть как раз те предметы, которые максимально похожи на, те предметы, которыми пользуются люди взрослые. Причем у девочек это уже традиционно: игрушечная посуда, утюг, или веник ну и прочие хозяйственные вещи. А вот для мальчиков – это, конечно же, игрушечный сотовый телефон, а так же набор инструментов для ремонта машины. Очень хороши наборы, сделанные по типу «Юного парикмахера», или «Юного доктора».
Маленьким деткам так же очень хорошо иметь в своем распоряжении и какие-то мелкие игрушки, которые при этом с легкостью собираются и соответственно разбираются. Поскольку такие игрушки прекрасно развивают мелкую моторику. Однако же будьте с такими игрушками максимально осторожны, в особенности, если ваше чадо пока еще не полностью отвыкло буквально всё пробовать, как говорится «на зуб». В такой ситуации однозначно не стоит рисковать, лично предлагая ему такие мелкие игрушки. Хотя даже в том случае, когда период исследований всех предметов ртом уже давно позади, будет лучше, если такие игры с «Киндер-сюрпризами» и прочими мелкими деталями будут проходить непосредственно под вашим постоянным присмотром. Ведь недаром производители таких игрушек всегда указывают на упаковке к этим играм фразу: «для детей строго от 3-х лет». Помните, слишком маленькие детали с легкостью могут попасть прямо в дыхательные пути маленького ребенка, а это как вы понимаете чревато самыми серьезными последствиями.
Очень полезно иметь дома одну или даже две заводные машинки игрушки или же игрушки электрические с отдельным пультом для управления. Ведь такие самодвижущиеся машинки или какие-то роботы приводят наших детишек полутора или даже двух лет просто в неописуемый восторг.
Так же отдельно следует сказать и об игрушках созданных специально для детских прогулок. Так, к примеру, для полноценных игр в песочнице любому малышу понадобятся такие игрушки как обычное ведерко, лопатка, а так же два-три маленьких совочка и целый набор различных формочек. В самый настоящий восторг приводят деток и специальные пластмассовые леечки. Очень практичны довольно крепкие пластмассовые грузовички, сделанные совершенно без мелких деталей, причем в которые, обычно можно грузить как песок, так и камушки, а, к примеру, зимой – даже снег. А, кроме того, детские машинки на веревочке побуждают маленького ребенка активно тренироваться как в ходьбе, так и беге.
Помимо этого специально для прогулок очень полезно будет иметь и самый обычный мячик. Поверьте, с таким мячиком кроха будет просто счастлив.Помимо всех вышеперечисленных игрушек, в обязательном порядке необходимо позволять своему ребенку играть и с обычными бытовыми предметами, конечно же, с теми которые не будут опасны для малыша. Такие игры изначально приучают ребенка к выполнению какой-то простейшей домашней работы. К примеру, если дочка, подражая своей маме, пытается самостоятельно подметать пол, таская веник по всей комнате, однозначно не стоит запрещать ей это делать. Причем запретов не должно следовать даже в том случае если мусор вовсе не убирается, а только еще больше разбрасывается по всей вашей квартире или, только по кухне. Будет лучше наоборот только поощрить и спровоцировать еще больший интерес ребенка к таким занятиям, а потом просто постараться предложить крохе свою помощь. Ведь согласитесь, если малыш даже не будет пытаться сделать какую-то домашнюю работу, то он так никогда и не сможет научиться, этого делать.
Постарайтесь потерпеть и позволить вашему чаду и подметать, и пылесосить, и даже вытирать пыль, и возможно мыть посуду если он сам этого хочет. Очень многим детям безумно нравится играть с какой-то бытовой техникой: иногда с телефоном, с пультом от вашего телевизора, с наушниками, или с часами. И конечно если подобные вещи в вашем доме не слишком хрупкие, конечно же, желательно позволить малышу утолить такой познавательный интерес к подобным предметам. И, конечно же, никогда не следует запрещать игры с какими-то абсолютно безопасными бытовыми вещами или мелочами: к примеру с ложками, с кружками, с крышками, равно как и с пластиковыми или металлическими контейнерами или коробками…
Не стоит так же выбрасывать и те вещи, которые на первый взгляд вам кажутся давно забытым мусором: скажем ту же фольгу от конфет, какие-то мелкие и блестящие бумажки, различные билеты, чеки, или даже старые пластиковые карточки. В том случае если ребенок самостоятельно играет с подобными мелкими вещами, это прекрасно развивает его фантазию. А вот, к примеру, абстрактные предметы могут приобретать в его воображении вполне реальный смысл. Все, то же самое обычно относится к активным играм с платками, со старой маминой одеждой, возможно с одеялом и т. д., (ведь наряжаться, или укрывать куклу, равно как и прятаться в «домик» всегда ново и невероятно интересно).
Так уж заведено, вернее традиционно принято считать, что всегда маленьким мальчикам и маленьким девочкам нужны совершенно разные игрушки. Как правило, все родители маленьких мальчиков делают значительный упор именно на какие-то машинки, солдатиков, индейцев или пистолетики. Родители же девочек обычно покупают своим малышкам в основном каких-то кукол или же предметы ухода за теми же куклами (скажем одежду, домик, или же мебель). Но в действительности так ли важно и так ли строго должно быть соблюдено подобное разделение?
Поверьте кормить, купать или укладывать спать, или играть каким-то иным образом с куклами – это может быть интересно и невероятно полезно далеко не только лишь девочкам. Ведь, в сущности, через подобные игры ваш ребеночек будет воспроизводить практически все повседневные действия как свои, так и своих родителей. И уж конечно для подобных игр вовсе не обязательно должны будут использоваться только лишь куклы. Помните все, то же самое вполне возможно будет проделывать и с любимыми крохой мягкими игрушками, или плюшевыми мишками, и даже с резиновыми поросятами.
Однозначно не стоит ограничивать весь круг интересов своего мальчика только лишь машинками и солдатиками. Ведь, в сущности, для тех же машин всегда нужны пассажиры, а поэтому несколько совсем небольших пупсиков или зверюшек, конечно же, не будут лишними для вашего мальчика. Пусть, к примеру, это будут какие-то куклы мужского пола, причем по-мальчишески шкодные или озорные.
Родителям однозначно не стоит опасаться, что, к примеру, через такие игры в куклы у мальчика станет развиваться не совсем правильная половая идентификация самого себя. Не стоит забывать, что каждый мальчик – это будущий потенциальный папа (а вполне возможно, и хороший братик), и ему так же необычайно полезно хоть иногда поиграть и с куклами.
Давайте рассмотрим и другое традиционное направление для так называемых «мальчишеских» игр – речь идет, конечно же, о «военных» игрушках. Это конечно всевозможное оружие, различные солдатики, индейцы танки и т.д. Причем молодым мамам порою может казаться, что если их сын играет в войнушу, то он вырастет, крайне агрессивным и даже склонным к насилию. И тогда вполне естественно с целью воспитания в собственном сыне доли пацифизма они активно стараются не покупать мальчишке военных игрушек. Надо, однако, заметить что, по мнению современных психологов, некая внутренняя агрессия, которая скрыта буквально в каждом нормальном человеке, обязательно должна иметь свой выход. И, к примеру, если эта агрессия, имеющаяся в каждом из нас, выплескивается через подобные «военные» игры, причем, в том числе и через игры компьютерные, тогда в реальной жизни играющий человек становится наоборот более спокойным и даже более уравновешенным. А у детей как вы понимаете всегда энергии гораздо больше, чем скажем у взрослых людей, и действительно эта энергия в обязательном порядке должна иметь свой выход.
Однако же если такие вот военные игрушки лично вам совсем уж неприятны или отвратительны, как некий альтернативный вариант игры с оружием можно будет выбрать пистолеты или автоматы «стреляющие» разноцветными огоньками. Иногда можно найти и оружие просто со звуковыми сопровождающими сигналами, а возможно даже водяной пистолет, или такое оружие, в которое заряжается только несколько теннисных шариков или же вертушки-пропеллеры.
В том же случае если под рукой не найдется ничего подходящего, то дети обычно в качестве «пистолетиков » могут использовать просто палки или даже собственные указательные пальцы. И как вы понимаете, полное отсутствие соответствующих игрушек вовсе не гарантирует вам отказ малыша от таких военных игр с друзьями.
Как вы понимаете, девочкам так же традиционно полагается играть только в куклы. Однако на деле же далеко не все юные барышни мечтают о таких играх и далеко не всех куклы привлекают. Наверное, я сама никогда не забуду своих впечатлений, когда в детском саду старая воспитательница с огромной темной бородавкой, выросшей на носу, построив всех нас и сумев добиться полной и абсолютной тишины, командовала так: «Все мальчики – быстро рисовать, а девочки – ну, марш играть с куклами!» И поверьте, подобное обращение поистине могло бы отбить всякую охоту играть с куклами скажем в «дочки-матери» причем даже у тех девочек, кто действительно больше всего на свете любил именно эту игру.
Чуть более старшим девчушкам зачастую могут быть гораздо интереснее именно мягкие игрушки, причем с которыми девочки, равно как и мальчики играют в те же самые ролевые игры к примеру с кормлением игрушки или укладыванием ее спать. И в принципе, роль такой куклы вполне может играть даже обычная машинка.
Поймите, если мама сама в своем далеком детстве не увлекалась игрой с куклами, то у нее однозначно не будет возникать малейшего желания покупать этих самых кукол своей дочери. Собственно все, то же самое относится и к тем родителям, которые изначально больше хотели иметь мальчика. Ведь подсознательно, через те же игрушки, такие родители будут воспитывать свою дочь, как говорится в более «мужественном» или в более жестком стиле.
Некоторым девочкам и самим по себе нужны в некотором небольшом количестве так называемые «мальчишечьи» игрушки, причем точно также как и всем мальчикам нужно какое-то небольшое количество «девичьих» игр. Конечно же, идеальным вариантом можно считать семьи, где в семье имеются и сын, и дочка – ведь именно тогда из общего детского арсенала игрушек каждый ребеночек сможет совершенно самостоятельно выбирать, только те игрушки, которые конкретному малышу будут интереснее.
Огромный соблазн для многих девочек представляет именно кукла по имени Барби. Надо сказать, что мнения педагогов, да и самих родителей на счет именно этой куклы крайне неоднозначны. Как вы, вероятно, слышали, уже не раз звучали определенные тезисы о том, что именно кукла Барби полностью блокирует воображение маленького ребенка, задавая малышке очень жесткую и неуклонную программу для постоянного подражания. Другим же аргументом против кукол Барби – принято считать мнение, что именно эта кукла имитирует вовсе не младенца, как подавляющее большинство других кукол, а вполне взрослую уже выросшую женщину. И собственно, таким образом, с ней совершенно невозможно поиграть в «дочки-матери» поскольку дочь ни как не может быть старше по возрасту своей матери. А ведь именно эта простая игра, по мнению современных психологов, и способна развивать у пока еще совсем маленькой девочки так необходимый ей в последующем материнский инстинкт. Однако же в данном непростом споре огромное значение будет играть и возраст самого ребенка. Так, к примеру, двухлетней или трехлетней девочке необходимы в большей степени те игры, которые могут иллюстрировать собою какие-то типичные бытовые действия людей, в которых сама малышка участвует буквально каждый день. И как вы догадались, именно эту возможность может дать ей простая кукла-младенец. Ведь такую куклу вполне можно будет пеленать, кормить ложечкой, умывать, расчесывать и даже как-то воспитывать. Однако внешний облик куклы в особенности может быть важен и для дошкольницы, поскольку девочке такого возраста необходима значительно большая конкретика, нежели все той же двухлетке, которая во время игры готова будет укрывать одеялом даже любимую машину, в игре наделяя ее всеми человеческими качествами.
И в то же самое время именно кукла Барби позволяет девочке проигрывать массу значительно более сложных и более реальных жизненных ситуаций, хотя при этом определенные игровые действия могут производиться уже не над самой куклой, а скорее просто от ее имени. И, по мнению психологов это уже следующий этап, поскольку в такие вот игры обычно играют дети именно школьного возраста. И собственно только для подобных игр к кукле Барби производителем выпускается огромная масса каких-то дополнительных «приложений»: это и мебель, и одежда, и различные дома, машины, равно как и посуда, муж, и даже дети, с собаками, и лошадьми…
Собственно таким вот образом, куклу Барби имеет смысл покупать только школьнице – скажем в отличие от той же двухлетки, и именно школьница сможет оценить такую куклу по достоинству. Малышка наверняка оценит и ее красоту и, конечно же, все предоставляемые ею возможности для игры, но, вот в отличие от малышки дошкольницы, девочка младшего возраста однозначно не окажется под неприятным прессом той самой жесткой «программы», которую только эта кукла может диктовать.
Последние обсуждения