Таких людей называют двурукими, но существует много мифов об этом явлении, причем диаметрально противоположных. Одни говорят, что амбидекстры — гении, потому что у них одинаково хорошо работают оба полушария мозга, другие — что у таких детей часто есть трудности с обучением. Расскажем, как на самом деле можно ли выбрать доминирующую руку или научиться одинаково хорошо работать двумя руками.Но эта функция напрямую зависит от мозга, а значит, умение управлять рукой или руками имеет огромное значение для человеческой психологии. От доминирующей руки зависят интеллект, способность к обучению и даже характер.
Как работает мозг у «двуруких»
Считается, что левое полушарие мозга отвечает за речь, конструктивное мышление. Если коротко, то оно — за конкретность, все рациональное, логику. Чаще всего это полушарие более развито у правшей.
Левши, как правило, более эмоциональны, они предпочитают творчество, а не точные науки, дольше ищут выход из сложных ситуаций, но их решение будет более оригинальным. За эту особенность они должны благодарить (или наоборот) свое развитое правое полушарие.
Амбидекстры — люди, у которых оба полушария мозга развиты одинаково. Выражается это в первую очередь в том, что у них обе руки рабочие. Ключевые слова — «одинаково рабочие». А не так, что правой пишу хорошо, а левой пишу — уже хорошо, но коряво.
Можно ли выбрать доминирующую руку
Теперь самое интересное. До четырех лет все дети — амбидекстры. И только потом, чаще под влиянием родителей, бабушек, воспитателей и учителей, ребенок выбирает или его приучают работать одной рукой. Хотя «сломать» то, что заложено природой, очень сложно. В советские годы всех левшей переучивали в обязательном порядке. Сейчас врачи и ученые доказали: так делать нельзя.
Есть простые тесты, которые помогут понять, какая рука у ребенка доминирующая:
попросите его скрестить руки на груди. Доминирующая рука будет сверху.
попросите сомкнуть пальцы правой и левой руки. Дальше смотрим на большой палец. Если сверху палец правой руки, то ребенок — правша.
Но у амбидекстров результаты таких тестов будут всегда разными.
Известные психологи и неврологи пытались создать способ развить в человеке амбидекстрию. Предлагали даже тренировать недоминирующую руку, чтобы сделать активным недоминирующее полушарие мозга: чистить зубы левой рукой, если ты правша, писать ручкой, резать овощи и так далее. Вот только никаких доказательств, что у человека при выполнении этих заданий мозг начинает работать как «двухъядерный суперкомпьютер», получено не было. Людей, пытавшихся натренироваться таким образом, назвали амбисинистрами. Им удалось научиться выполнять какие-то задания недоминирующей рукой, но как бы они ни старались, письмо или даже чистка зубов получались неловким и неуклюжим процессом.
Хорошо ли быть амбидекстром
Раньше считалось, что амбидекстры — плоды эволюции. Природа сделала их уникальными, чтобы они могли использовать оба полушария мозга и превосходить обычных людей. И среди них действительно есть гении: Эйнштейн, Бенджамин Франклин, Никола Тесла, Леонардо да Винчи, Лев Толстой.
Ученые бросились изучать это явление и пришли к неожиданному выводу. Талант вовсе не отличительная черта «двуруких», то есть амбидекстров, как и левша или правша может стать гением, а может и не стать. Но вот что гораздо чаще встречается у людей с двумя развитыми полушариями, так это склонность к психологическим проблемам.
Когнитивист Майкл Корбаллис считал, что эволюция — это не два развитых полушария, а один: природа сделала нас такими, чтобы только одно полушарие было рабочим, и любая попытка сбить «настройки» может привести к поведенческим проблемам. Считается, что амбидекстры более эмоциональны, ранимы, склонны к рискованным поступкам.
Психиатр из Оксфорда Тимоти Кроу вообще отметил закономерность: среди шизофреников много амбидекстров. Люди, владеющие обеими руками, имеют ген LRRTM1 на второй хромосоме. Этот ген связан с шизофренией, но вовсе не обязательно, что болезнь разовьется у человека.
Так что приписывать себя или своего ребенка к амбидекстрам, чтобы считаться особенным, вряд ли стоит. У людей, которые от природы «двурукие», а не пытаются ими стать, есть свои сложности. Чаще у них есть проблемы с изучением точных наук, языков, правил грамматики.
Амбидекстрию обычно диагностируют в возрасте 7—8 лет. При этом такие дети чаще сталкиваются с быстрой утомляемостью, низкой концентрацией внимания, неспособностью быстро обрабатывать информацию, поступающую извне. Также исследования показывают, что люди с амбидекстрией значительно хуже осваивают родной язык, школьную программу, имеют более низкие показатели в тестах на интеллект, мышление и арифметику. В возрасте 14—18 лет они более склонны к проявлению такого неврологически-поведенческого расстройства развития, как синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Это, конечно, не значит, что ребенок чем-то хуже, просто ему, возможно, потребуется больше родительского внимания и помощи в обучении. Хотя в интернете есть много историй от амбидекстров, которые считают себя вполне успешными людьми и даже не замечали за собой никаких особенностей, кроме того, что они писали на доске в школе и левой, и правой рукой.
Считается, что люди с одинаково развитыми левой и правой рукой талантливее «одноруких» в искусстве и успешнее в спорте. А еще многим «двуруким» известно, что «синестезия» — это нейрологический феномен, а не расстройство. Такие люди способны «смешивать чувства», например могут почувствовать вкус у цвета или ощутить звук как некий цвет. Из них получаются талантливые музыканты и художники.
Последние обсуждения