Обучение детей дивергентному мышлению

Рубрики: Воспитание  Нет комментариев

Обучение детей дивергентному мышлению

Помните, в 2014 году на большие экраны вышел фильм «Дивергент» — экранизация романа молодой писательницы Вероники Рот?..

Дивергенция – это своего рода неординарность восприятия, мышления и подхода к решению задач, это способность подключать и использовать информацию одновременно из разных областей знаний, часто несовместимых на первый взгляд, это в том числе и нестандартное, гибкое мышление, выходящее за рамки общепринятых стереотипов.

Посмотрите на картинку и постарайтесь найти ошибку.

Вы, вероятно, заметили ее, но большинство людей не берут во внимание «неправильный» цвет четверки червей. Отказ замечать сенсорную информацию, расположенную прямо «перед носом», является примером так называемой слепоты невнимания (или перцептивной слепоты). Хотя ошибки и становятся для нас очевидными, как только на них укажут, изначально мы их не воспринимаем.

Cлепота невнимания (или перцептивная слепота)

Cлепота невнимания – это явление, при котором мы сознательно воспринимаем гораздо меньше информации из окружающего мира, чем полагаем. Не существует сознательного восприятия без внимания. Когда наше внимание полностью сосредоточено на одной детали, мы можем не замечать других деталей, окружающих нас, – и даже некоторых весьма необычных. Неспособность обнаруживать неожиданные объекты, на которые не направлено ваше внимание, это и есть то, как слепота невнимания не позволила вам воспринять ошибку на предложенной картинке.

Такой уровень непреднамеренной слепоты находится в пределах нормы и вряд ли будет оказывать какое-либо влияние на ваш профессиональный или познавательный успех. Тем не менее последствия слепоты невнимания будут гораздо более серьезными для нового поколения молодых людей, которые станут конкурирующей рабочей силой в ХХI-м веке.

В современной экономике, основанной на глобальных технологиях, лучшие университеты и работодатели ищут кандидатов со способностью мыслить дивергентно и соответствующе действовать. Этот набор навыков включает способность выходить за пределы заданной точки внимания и воспринимать все гораздо шире, чем это можно сделать при помощи внимания, ограниченного конкретной целью. То есть успех в ХХI веке требует не только умения нестандартно мыслить, но и восприятия информации вне зоны внимания и очевидного контекста.

Посмотрите на эту картинку и сосчитайте количество красных шаров, которые вы видите. Не торопитесь и считайте внимательно.

Насчитали пять? Это верно. А теперь отведите взгляд от картинки и подумайте, было ли в ней что-то необычное.

Вы заметили, что на каждой руке человека по шесть пальцев? Проблема невнимания к тому, что находится вне зоны внимания, заключается в том, что оно отражает тип образовательного опыта прошлого столетия. Систематическое стремление к единственно правильным ответам способствовало развитию слепоты невнимания, которая может ослаблять навыки дивергентного мышления детей и ограничивать перспективы, необходимые им для достижения успеха в XXI веке.

Будущий академический и карьерный успех зависит не от того, что знают ваши дети, а от того, как они могут применять свои знания!

Несмотря на то что мы живем в век информации и высоких технологий, акцент на механическом запоминании фактов и тестировании в школьной программе является устаревшим пережитком, служившим для подготовки кадров в индустриальную эпоху, когда ценились эффективность, однородность и согласованность. Такая фабричная модель образования служила для подготовки учеников в качестве рабочей силы с четким однообразием рабочих обязанностей и структурой разделения труда, как на сборочной линии.

К отчаянию студентов, учителей и чиновников от образования, перегруженный требованиями учебный план и преувеличенное значение тестирования привели к поверхностному, однообразному обучению, акцентированному на запоминании детьми нереалистичного количества требуемых фактов и операций, официально признанных в качестве стандартов для каждого класса («обучение шириной в километр и глубиной в сантиметр»).

Сегодняшние ученики не будут работать на сборочных линиях, потому что автоматы и компьютеры можно запрограммировать на получение точных данных, и выполнение операций будет гораздо успешнее и быстрее, чем это способен сделать самый усердный ученик-зубрилка. Умение делить в уме большие числа и знание наизусть всех элементов периодической таблицы Менделеева – это не те навыки, которые сейчас важны при оценке претендентов на лучшие академические, профессиональные и профессионально-технические должности.

Университеты и работодатели ищут кандидатов, способных использовать полученные знания и обладающих высокими исполнительными функциями, которые они развили в себе с помощью практики, – такими, как независимое оценивание ситуации, дедуктивное мышление, определение приоритетов, оценка рисков, критический анализ и когнитивная гибкость при решении новых задач. Необходимы такие кандидаты, которые умеют независимо использовать собственные знания для самостоятельной оценки новой информации и применять свои навыки обучения для творческих инноваций, выходя за пределы существующей и изменяющейся информации и развивающихся технологий.

Специфические качества, необходимые для достижения успеха в реальном мире быстро изменяющихся фактов и технологий, противоположны заученным (а значит, и быстро забываемым) ответам, самые актуальные из которых легко можно найти в Интернете.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>