О пользе садика не писал только ленивый. О том, как выбрать хороший детский сад, тоже. И даже в дискуссии о том, можно ли водить в садик «недолеченных детей», вроде бы поставили точку. Но иногда ребенка все же лучше от активной социализации ограждать. Психолог Екатерина Макарова рассказала, каким детям нельзя ходить в садик.
В состоянии стресса
Различные семейные перипетии становятся для ребенка сильнейшим ударом. Например, переезд, развод родителей или появление маленького братика или сестрички. Меняется привычный жизненный уклад малыша, шатается его мир. А если еще в этот же момент маленького отправить в новую среду, то он с двойным переживанием начнет относиться ко всему: усилится тревожность и появится страх к окружающим. Дойдет до того, что чадо может подсознательно расценить поход в детский сад как предательство! То есть он не хочет – его заставляют. Это может проявиться в замедлении развития и психосоматических заболеваниях (возникающих в силу психологических факторов). Иммунная система сразу же даст слабину. Ребенок начнет заболевать от любого чиха. Психологи обычно советуют сначала дать малышу привыкнуть к сложившейся ситуации, а потом уже к новой среде.
Пережившего потерю
Чаду, которое перенесло острое потрясение (потеря родителя, гибель домашнего животного и т. д.), абсолютно противопоказана какая-либо социализация. Часто взрослые уверены, что малышам, пережившим такое, необходимо перевести свое внимание на игрушки и новых друзей. Мало кто думает о том, что это чревато неврозом (нервно-психическое расстройство, вызванное психологическими причинами). Но если больше нет никаких вариантов, тогда необходимо поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию. Пусть он оградит ребенка от шумных игр и попробует найти тесный контакт. Ведь пока родители на работе, ему нужны понимание и поддержка.
Испытывающего проблемы с коммуникацией
Ребенок, который испытывает трудности с коммуникацией из-за своих психологических особенностей, не должен силой вливаться в общество. В садике он не станет разговорчивее, а обидится и закроется. Сначала его надо подготовить к этому. Например, прорепетировать дома варианты знакомства с другими детишками (с чего начинать диалог с его сверстником). Для этого прекрасно подойдет любая смоделированная ситуация. Если малыш все же слишком растерян и не может проявить себя, то попробуйте проиграть это с помощью игрушек. Он переведет внимание с себя, и ему будет не страшно ошибаться. Таким доверительным общением поможете чаду избавиться от стеснения. Ребенок сможет опираться уже на пройденный сценарий.
С СДВГ – можно!
«Часто можно услышать, что малыша с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью лучше воспитывать дома, — говорит Екатерина Макарова. – Мол, он будет постоянно подначивать окружающих к шуму и т. д. Однако ему, как никому другому, показан детский сад! Именно там есть четкий режим, который будет сдерживать его так называемые порывы к баловству. Чадо начнет воспринимать воспитателя как авторитет, а другие детки будут способствовать нормализации поведения ребенка».
Детям с особенностями развития (ДЦП и синдромом Дауна), которые испытывают трудности при общении с окружающими, хорошо бы побывать в детском саду. Конечно, для них это станет первым серьезным столкновением с настоящей жизнью. Однако, придя в школу, они смогут более-менее ориентироваться в ситуации. Также общение со здоровыми детьми скажется положительно на их развитии. Они будут пытаться находить способы общения, подстраиваться. Деткам без недугов будет особенно полезно научиться помогать инклюзивным малышам. Они начнут сопереживать и заботиться. Такие качества закладываются с раннего детства.
Что должен уметь ребенок, отправляясь в садик
Понимать простые указания
Малыш сначала лепечет что-то на своем, пытаясь родителям донести свои эмоции или желания. Оставаясь с воспитателем, он должен уметь хотя бы по-простому выразить то, что хочет. Также ему необходимо понимать основные указания: идти есть, спать, одеваться.
Говорить о потребностях
Самая насущная проблема – приучить ребенка к горшку. Придя в садик, он уже абсолютно точно должен понимать, что «мокрое дело» нужно делать в специально отведенном месте. Ведь это прежде всего нормы поведения в обществе и гигиена. Здесь многие мамочки советуют оставлять малыша старше 18 месяцев в трусиках без подстраховки (памперсов). После «неудач» он поймет, что лучше сначала сказать о своем желании взрослому, прежде чем что-либо делать. Также его необходимо научить обслуживать себя: снимать и надевать штанишки и т. д.
Одеваться и раздеваться
Двухлетний ребенок должен уметь застегивать и расстегивать одежду. Например, для начала ему нужно сообразить, какую позу лучше принять, чтобы снять штанишки, затем колготки. Также он должен хотя бы представлять, как справиться с молниями и пуговицами, чтобы избежать нежелательных ситуаций. Ведь во время прогулки может случиться всякое: пуговица передавит или молния прищемит кожу. Ловкости в раздевании можно достичь только с помощью тренировок.
Пользоваться столовыми приборами
В детском саду пить из непроливайки считается вредной привычкой. Ребенка нужно обучить пить из кружки, пользоваться ложкой и вилкой. Надо помнить, что воспитатель – не родитель, он не будет кормить с ложечки и вытирать компот с пола.
Общаться со сверстниками
Чтобы не быть дикарем и безболезненно начать социализироваться, ребенок должен знать элементарные навыки общения со сверстниками, чтобы избежать конфликтов. Прежде всего надо уяснить, что нельзя драться из-за игрушки, толкаться и причинять кому-либо боль. Также малыш должен знать, как нужно знакомиться с детьми. Это можно закрепить в любой игровой ситуации, которую вы смоделируете.
Последние обсуждения