Учим детей осознанному потреблению

Рубрики: Воспитание  Нет комментариев

Учим детей осознанному потреблению

Осознание потребительского отношения детей нередко приходит к родителям достаточно поздно – когда подросшее чадо требовательно топает ногами, выпрашивая новый смартфон и говоря, как оно несчастно без него. К сожалению, в наше время не очень-то принято рассказывать детям об особенностях общества потребления: мы и сами не всегда продуманно подходим к выбору тех или иных вещей.

Что говорить о детях, когда мы, взрослые, зачастую не всегда способны акцентировать внимание на себе, своем сознании, переосмысливать собственные потребности и вовремя задать себе вопрос: «А действительно ли мне это нужно?». Множество соблазнов и отсутствие способности к анализу создают самую благодатную почву для развития расточительства у детей.

Возрастные особенности
Любопытно, что примерно до восьми лет дети безоговорочно верят рекламным роликам. Они не сомневаются в их достоверности не в силу природной доверчивости. Дело в том, что критическое мышление становится доступным зачастую только к 10–11 годам, и то лишь при правильном подходе к его формированию. Тогда ребенок может поставить под сомнение достоверность сюжета ролика и выявить в нем несостыковки, распознать фальшивость эмоций героев рекламы, заподозрить их в нечестности.

Но даже это не спасает от желания обладать той или иной вещью: маркетологи делают всё, для того чтобы реклама отвечала потребностям и нуждам, соответствовала склонностям ребенка.

Задача родителей – не позволять детям расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям и не потакать приобретению чего-то ненастоящего и ненужного в блестящей обертке.

Биохимия и потребности
Уловки маркетологов провоцируют выброс дофамина – нейромедиатора, гормона удовольствия. Он призван закрепить ситуацию успеха и является основой мотивации к действиям. В сущности, он не только является основой удовольствия, он еще и “обещает” его – заставляет предвкушать счастье, быть в состоянии предвосхищения.

Ожидание чувства эйфории от приобретения новой вещи обязано созданию рекламы, отвечающей особенностям и естественным потребностям зрителя. Вырабатываемый дофамин способствует концентрации внимания на «объекте», стимулирует активность, постановку и достижение цели. Это эволюционный механизм, который был призван обеспечить продуктивную охоту первобытному человеку.

Сегодня же стремления человека направлены на беспрерывное потребление во благо экономики страны. Именно поэтому мы хотим последние модели телефонов, новые сумочки и автомобили. И если взрослому человеку, способному к рефлексии, по силам осознать истоки возникающих потребностей и спонтанных желаний и успешно с ними бороться, то ребенку бывает трудно отличить обещание счастья от самого счастья.

Еще одна особенность биохимических процессов в головном мозге с участием этого нейромедиатора состоит в том, что потребности возникают одна за другой, без перерыва – удовлетворить их окончательно не получится. Столь вожделенная игрушка уже спустя несколько дней отправляется пылиться на полку, ведь ощущения обещанного счастья не наступило, а значит, избирается новый объект желаний.

Время играет против нас
Дефицит свободного времени приводит к тому, что покупки совершаются на бегу, спонтанно. Человек просто не имеет достаточного количества этого ценного ресурса для того, чтобы принять взвешенное решение. Задачу призваны облегчить пластиковые карты, возможность удаленной покупки с помощью Интернета. Кроме того, отсутствие свободного времени не дает нам шанса доходчиво пояснить малышу настоящие, истинные потребности, заниматься с ним чем-то истинно важным – творчеством, качественным общением. Настоящие радости жизни заменяются дешевым суррогатом – соперничеством друг с другом на предмет того, у кого круче кукла, мобильный телефон, одежда и т. д.

Сегодня так называемый подкуп материальными вещами – это прерогатива не только состоятельных людей. Даже в сравнительно небогатых семьях мы наблюдаем эту тенденцию: необязательно дарить ребенку детский радиоуправляемый автомобиль или «навороченные» кроссовки – можно подсунуть безделушку или недорогой аксессуар, выказав тем самым симпатию (опять же ввиду острой нехватки общения – за неимением возможности сделать это иначе).

Истинного удовлетворения ребенок не получит ни в том, ни в другом случае: оно не зависит от цены вещи и не является символом родительской любви. Постоянное же их получение приводит к формированию детской жадности: малыш становится нетерпеливым, утрачивает способность заканчивать начатое дело, ведь имеет место ослабление действия главного «компонента мотивации», с которым ему трудно совладать.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>