Проигрыш — это естественная часть нашей жизни, но умение принимать проигрыш не всегда в ребенке заложено так же естественно. Те дети, которые профессионально занимаются спортом, с раннего детства хорошо знают, что это такое.
Научиться поигрывать вежливо, корректно — это искусство, которое можно совершенствовать. И вы можете научить своего ребенка этому, чем раньше, тем будет лучше для него. Умение выигрывать и проигрывать достойно — это важный социальный навык, который пригодится ребенку в любой сфере его жизни.
Предоставляйте ребенку возможности проигрывать
Играя с ребенком, например, в настольные игры, показывайте ему пример достойного спортивного поведения. Поздравляйте его и пожимайте руку, когда он выигрывает, не слишком хвастайтесь, когда выигрываете вы.
Каждый хочет быть победителем
Большинство родителей желают, чтобы их дети выигрывали и были успешными. И это совершенно нормально. Ненормально то, что победа, таким образом, часто становится единственным, что имеет значение, что ценно, и что неудача, так или иначе, — это слабость. Но неудача — это очень важный опыт, это урок.
Что делать, когда ребенок проигрывает
Когда ваш ребенок испытал неудачу или проигрыш, не пытайтесь сразу оказаться рядом с ним и поддержать его, «поймать» все его эмоции и справиться с ними за ребенка, дети гораздо больше прислушиваются и готовы к конструктивной обратной связи, если ее предоставляет кто-то со стороны, кто-то другой, нежели родитель.
Всегда убеждайте ребенка, что его любят независимо от результатов игры или соревнований и т.п. Многие дети напрямую связывают свои достижения с чувствами и отношением к ним родителей, полагая, что достижения определяют любовь, ее силу. Поэтому ваш ребенок должен знать, что его любят независимо от того, что он делает, что ваша любовь к нему является безусловной.
При проигрыше ваш ребенок может злиться, плакать, кричать, словом, выражать свои чувства, и это чрезвычайно важно. Некоторые родители говорят своим детям, что не надо плакать, что плачут только маленькие или слабые и что проигравшие должны сдерживаться молча. Но если ребенок будет не в состоянии эмоционально освободиться, эмоционально отразить свое состояние, это будет его зажимать и будут копиться напряжение, тревога.
Если ребенок регулярно испытывает неудачи
Через некоторое время после поражения или проигрыша поговорите с ребенком о том, что произошло, посмотрите, думает ли он, что мог сделать все по-другому, сожалеет ли он о чем-то (например, о том, что он вообще участвовал, играл). Быть в игре, участвовать в соревновании важнее, чем то, выиграл ребенок или нет, поощряйте ребенка думать и обсуждать, какие уроки он извлек из этого опыта.
Будьте открыты для ребенка, чтобы всегда иметь возможность поговорить с ним о борьбе и конкуренции. Рассказывайте ребенку о том, как вы эти ситуации проходили в детстве, как вы были расстроены, что вы чувствовали, если проигрывали, но как при этом вы не потеряли желание играть, соревноваться, что вам все равно нравилось играть так или иначе.
Если ребенок продолжает быть неуспешным, возможно, это признаки того, что он еще не готов к какой-то деятельности или ему скучно, у него может быть недостаточно личных мотивов, стимулов, игра или деятельность может не приносить ему удовлетворения, также возможно, что подготовка и обучение являются недостаточными, неэффективными.
Поощряйте ребенка за действия, активность, стремление научиться и повысить свои шансы на победу, для этого необязательно что-то покупать, дарить. Важно говорить, какие именно вещи у ребенка получаются, что именно он делает хорошо. И сколько бы раз ребенок ни проигрывал, он должен знать, что всегда есть надежда. Детям это особенно необходимо помнить.
Последние обсуждения