Привычная тема родительских разговоров, не правда ли? И в самом деле, что же делать со странностями поведения ребенка? Может провести назидательную беседу, наказать, лишив просмотра любимого «Лунтика», или пообещать подарок в надежде на исправление? А может просто рассказать сказку, как советуют психологи?
К сведению скептиков: сказкотерапия в возрасте от 3 до 10 лет – это доказано продуктивная педагогическая практика, а не досужее времяпрепровождение, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что психика маленького человека развивается и проявляет себя по определенным схемам, которые складываются на бессознательном уровне. На них далеко не всегда можно влиять прямолинейно, используя «взрослые» инструменты воздействия, но зато они достаточно легко корректируются ассоциативными формулами – сказками. Попробуйте быстро и доходчиво, без негативных (пугающих) оттенков объяснить ребенку, почему важна дружба и взаимопомощь. Проблематично подобрать понятные ему аргументы? А вот если рассказать «Терем-теремок», то он играючи «запишет на подкорку» азбуку общежития.
Тоже касается и любых других поведенческих моделей, переданных с помощью сказок. Взять хотя бы «Трех поросят» или «Колобка». На этих незамысловатых историях, так любимых малышами, можно разъяснить очень серьезные понятия: тут вам и наглядная иллюстрация, как коварна бывает беспечность (веселиться как Ниф-Ниф с Нуф-Нуфом, конечно, здорово, но о деле забывать никак нельзя), и мысль о том, как важен надежный дом, семья. Можно, придумав вместе разные варианты развитие действия, «прописать» даже целую стратегию борьбы с опасным противником: с одним нужна сила, с другим – хитрость, с третьим – осторожность и предусмотрительность, с пятым – без помощи друзей не обойтись…
Сказки прекрасно помогают детям и в столь серьезном для них вопросе – осознание самого себя как представителя пола. Мальчишечьи сюжеты (с Героем) помогают проиграть мужские стратегии поведения, демонстрирующие силу духа, воли, твердость характера. Девчачьи (с Героиней) направлены на любовь, счастливое супружество, создание домашнего очага. А еще есть смешанные, в которых же равнозначны оба персонажа, и повествуют они о взаимоотношениях, гармонии мужественности и женственности. Впрочем, данная классификация, не значит, что истории надо подбирать в строгой зависимости от пола ребенка. В каждом человеке заложены оба начала и оба они одинаково значимы как для развития личности, так и для понимания партнеров по песочнице.
Вообще, это удивительная способность сказки – отражать реальность, рассматривать буквально любую ситуацию как будто под увеличительным стеклом, позволяя быстрее понять случившееся и найти выход. Дети, конечно, не анализируют, но чувствуют это. К тому же их фантазия, еще не ограниченная житейским опытом, помогает придумывать только счастливые (правильные) финалы.
Например, мальчик, которого все дразнят трусишкой, может представить собственную робость как самостоятельный персонаж – один из многих, участвующих в сказке. А раз к нему лично Робость теперь не имеет отношения, то с этим противным типом вполне можно научиться управляться. Говоря на языке психологии, происходит разотождествление, позволяющее избавиться от страхов, комплексов и измениться к лучшему, пусть и неосознанно.
Кстати, о плохих и хороших героях. Ребенку полезно познакомиться с добром и злом в их, так сказать, чистом виде, что в нашем весьма неоднозначном мире просто невозможно. Истории семерых козлят и серого волка, доктора Айболита и разбойника Бармалея дают прекрасный шанс узнать чистоту этических красок. А уж научиться разбираться в их оттенках – это задача будущего, решать которую придется всю жизнь.
Последние обсуждения