Когда в полтора года родители приводят ребенка на медосмотр, педиатр спрашивает, какие слова он уже говорит. Родителям бывает неприятно признаться, что ребенок еще не говорит. Врачи рекомендуют в этом возрасте проверить развитие речи ребенка и сделать повторную проверку через полгода. Однако у многих здоровых детей бывает задержка, и это происходит по разным причинам. В большинстве случаев через небольшой промежуток времени ребенок начинает говорить. Однако если этого еще не произошло, родители могут использовать несколько способов, чтобы помочь ребенку заговорить.
Задержка развития речи может быть вызвана многими факторами, связанными со здоровьем и окружением ребенка. Часто это связано с проблемами со слухом. Многие родители не понимают, что у ребенка есть какие-либо нарушения слуха, пока не заметят задержку развития речи. В других случаях инфекции или накопление жидкости в ушном канале могут приводить к временному ухудшению слуха, и ребенок слышит все окружающие звуки приглушенно. Устранив проблемы со слухом, вы поможете ребенку развить речь.
Во многих случаях ребенок просто не заинтересован в том, чтобы говорить, или не испытывает в этом потребности. Если он успешно общается с помощью жестов или кивков головы, то не прилагает дополнительных усилий, чтобы начать говорить. Младшие дети в семье часто начинают говорить позже, чем старшие. Старшие братья или сестры хорошо понимают их знаки, поэтому им комфортно и без навыков речи.
В отдельных случаях задержка речи может быть признаком нарушений умственного, социального или эмоционального развития. Поэтому важно, чтобы ребенок находился под наблюдением врача, чтобы определить пробелы в развитии.
Какой бы ни была причина, есть простые способы помочь поздноговорящему ребенку развить речь. Это простые занятия, которыми родители могут заниматься с ребенком дома. Используйте их поочередно. Если тот или иной метод работает, продолжайте его использовать и добавляйте новые методы. Если в течение нескольких недель метод не приносит результата, попробуйте что-то другое, но не давите на ребенка. Используйте позитивное подкрепление и всегда хвалите ребенка за его усилия к освоению речи.
Читайте книги вместе с ребенком
Чтение вместе с ребенком полезно для него независимо от возраста и от того, страдает ли он от каких-либо расстройств или задержек развития. Младенцы и дошкольники, вероятно, не будут долго задерживать внимание на каждой странице. Они могут даже подталкивать вас к тому, чтобы вы быстрее перевернули страницу. На данном этапе ваша задача – не прочитать вместе с ребенком всю книгу, а привить ему интерес к чтению и побудить его к тому, чтобы он сообщал о происходящем. Если ребенок показывает пальцем на картинку, называйте, что на ней нарисовано: «Мяч! Ты нашел мяч» или «Корова, му-у-у». Не заставляйте ребенка читать, если он не хочет, но у него под рукой всегда должны быть книги с картинками.
Пойте
Песни вызывают воспоминания о событиях и связанных с ними эмоциями. Вспомните какую-нибудь песню из своего детства – и вы сразу же вспомните картины тех времен. Есть много развивающих детских песенок, в которых называются части тела, названия животных и т. д. Пойте их вместе с ребенком – это поможет ему запомнить новые слова. Например, когда вы поете песенку о частях тела, прикасайтесь рукой к голове, носу, рукам и т. д. Затем предложите ребенку показать, где находится голова или рука. Поощряйте ребенка, но сначала попросите его повторить слова, которые он только что услышал в песенке.
Можно включать ребенку песенки на компакт-диске или на видео, но лучше всего, если вы сами будете петь ему. Ребенку неважно, насколько хороши ваши вокальные данные – он по достоинству оценит то, что вы уделяете ему время, и лучше запомнит слова.
Рассказывайте ребенку, что вы делаете
Называйте ребенку все свои действия: «Мама готовит обед», «Мама ест красное яблоко, оно сочное и вкусное». Можно также говорить ребенку о том, что делает он: «Ой, ты упал», «Ты купаешься» и т. д.
Подобные разговоры с ребенком должны происходить естественно и непринужденно. Вам не обязательно весь день говорить ребенку, что вы делаете. Если ребенок играет, не стоит его отвлекать. Эта стратегия направлена на то, чтобы дать ему больше информации о словах и названиях предметов и действий. Если вы сомневаетесь, позвольте ребенку взять инициативу в свои руки. Если он занят игрушкой – не мешайте ему, просто поговорите вместе о ней.
Устанавливайте «слово дня»
Выберите какое-нибудь слово и часто повторяйте его в течение дня (разумеется, в контексте). Для этого лучше всего подходят короткие простые слова или имена (например: «вода», «мяч», «кошка» или имена членов семьи). Когда вы произносите слово, повторите его несколько раз и удерживайте зрительный контакт с ребенком во время разговора.
Мягко мотивируйте ребенка повторять выученные слова. Например, если вы держите мяч, а ребенок просит дать мяч ему, притворитесь, что вы его не понимаете. Это заставит его заговорить. Если в течение минуты ребенок не назовет слово или расстроится, отдайте ему мяч и позвольте играть дальше.
Собирайте пазлы
Пазлы, головоломки и стратегические игры учат ребенка решать задачи. Сами по себе пазлы не способствуют развитию речи, но они заставляют мозг работать по-другому.
Собирая пазл, разговаривайте с ребенком и рассуждайте вслух: «Этот элемент сюда не подходит, наверное, надо его повернуть». Если в рисунке на пазле есть буквы, слова или изображения животных или предметов, называйте их, когда соберете картинку.
Имитируйте звуки животных
Имитация звуков природы часто является первым шагом к освоению речи. Многие дети говорят «му», «гав», «мяу», прежде чем произносят первые слова («мама», «папа» и т. д.). Также они имитируют звуки автомобиля, поезда и т. д.
Если ребенку требуется время, чтобы начать говорить, начните со звуков природы. Читайте ребенку книги о животных. Если у вас есть домашнее животное, повторяйте звуки за ним и предложите ребенку сделать то же самое. При возможности сводите ребенка в зоопарк – там вы сможете увидеть больше животных и услышать их звуки.
Мотивируйте ребенка играть с детьми, которые хорошо разговаривают
Иногда дети лучше учатся у своих сверстников. Именно поэтому многие поздноговорящие дети начинают говорить, когда идут в детский сад или школу. Если у вас есть знакомые, у которых есть дети того же возраста, что и ваш ребенок, ходите вместе на детскую площадку. Если у ребенка есть старший брат или сестра, мотивируйте их играть с младшим братом.
Задавайте ребенку вопросы, которые предполагают развернутые ответы
Многие дети с задержкой речи общаются кивками или качанием головы. Они поняли, что этого достаточно, чтобы отвечать на вопросы и удовлетворить свои потребности. Иногда родителям приходится показывать ребенку несколько предметов, а он кивком или покачиванием головы дает понять, что именно ему нужно. Вместо этого попросите его назвать хотя бы первые несколько звуков названия предмета, который ему нужен.
Рано или поздно большинство детей начинают говорить и догоняют своих сверстников в развитии речи. Если к полутора годам ваш ребенок вообще не говорит, проконсультируйтесь с логопедом.
Тем не менее, после двух лет дети обычно начинают говорить. Используйте рассмотренные выше стратегии – и вы сможете помочь ребенку в этом.
Последние обсуждения